Мекка на Темзе

31 октября 2013, 00:00
Британский премьер-министр Дэвид Кэмерон объявил о введении в Великобритании исламских бондов и исламского индекса на столичной бирже ценных бумаг. Об этом он заявил на проходящем в Лондоне ежегодном Всемирном исламском экономическом форуме (WIEF). Таким образом, Великобритания заявила свои претензии на право стать гла

От WIEF, конечно, ждали сенсаций. Этот форум, который часто называют «исламским Давосом», – уже девятый по счету и, пожалуй, самый необычный. Хотя бы уже тем, что впервые проходит в стране, где большинство населения не исповедуют ислам. Необычным является и число участников: их очень много – более 1800 делегатов из 115 стран. В Лондон приехали премьер-министры и президенты 16 государств, в том числе султан Брунея Хассанал Болкиах, король Иордании Абдулла, президент Афганистана Хамид Карзай и наследный принц Бахрейна Салман бен Хамад аль-Халифа.

И все же британскому премьеру удалось даже на таком необычном мероприятии удивить делегатов и журналистов. Мистер Кэмерон заявил с трибуны форума, что Великобритания не должна бояться денег из-за рубежа. Лондон хочет привлечь как можно больше инвестиций из исламского мира. С этой целью уже в следующем году будет выпущено исламских облигаций (сукука) на 200 млн. фунтов стерлингов (320 млн. долларов). Кроме этого, Лондонская фондовая биржа (LSE), одна из крупнейших на планете, вводит новый индекс – исламский (Islamic Market Index).

«Один из уникальных плюсов Британии – открытость, – заявил британский премьер исламским политикам, бизнесменам и финансистам. – Эта открытость является одной из важнейших причин наших успехов в глобальной гонке. Инвестиции из-за рубежа создают богатства, рабочие места и экономический рост. Они не ослабляют нашу экономическую базу, а укрепляют ее. Исламские инвестиции уже сейчас являются важной основой нашего успеха».

И действительно, слова «исламская экономика» и «исламские инвестиции», еще лет десять назад понятные разве что востоковедам, прочно входят в жизнь не только британцев, но и прочих жителей Западной Европы. Теперь здесь не требуется разъяснять, что в большинстве государств Ближнего Востока действуют специфические правила бизнеса, основанные на законах шариата, которые, например, запрещают финансистам получать ссудные проценты и прибегать к спекуляциям.

Кроме процентов, в исламском банкинге нет и фьючерсных сделок. Шариат запрещает «игры со временем». Следовательно, нельзя продать то, чего пока еще не существует: например, невыращенный урожай пшеницы или не извлеченную из недр нефть. Также один из основополагающих принципов исламских финансистов гласит, что деньги пахнут. Поэтому ислам, к примеру, запрещает получать доходы от продажи алкоголя, табачных изделий, лотерей, азартных игр, проституции, порнографии и других небогоугодных дел.

Всеми этими правилами и руководствуются исламские банки, которых в Великобритании уже достаточно много. Всего же, согласно прогнозам консалтинговой компании Ernst & Young, к концу этого года рынок исламских инвестиций составит в мире 1,8 трлн. долларов. Большинство из них приходится на регионы, где традиционно велико мусульманское население. Мировой финансовой столицей исламской экономики сейчас считается Дубай – крупнейший город Объединенных Арабских Эмиратов.

#В мире #Новости #Банки #Великобритания #Ислам #Сергей Мануков
Подпишитесь