Posted 28 октября 2013, 20:00
Published 28 октября 2013, 20:00
Modified 8 марта, 02:13
Updated 8 марта, 02:13
В пикете у здания Росприроднадзора участвовало около двадцати человек – жители Солнечногорского района Подмосковья, представители общественной организации «Моссовет» и депутаты партии «Альянс зеленых». Сильный ливень и ветер не помешали пикетирующим держать огромные плакаты «Росприроднадзор! Позор! Позор! Позор!» и «У москвичей отнимают чистую воду». Еще один плакат призывал освободить активистов Greenpeace, обвиняемых в хулиганстве на платформе «Приразломная» в Мурманске. На помосте стояла пятилитровая бутылка с мутной жидкостью – пикетирующие объяснили, что это вода из реки Клязьма, рядом с которой ведется строительство третьей взлетно-посадочной полосы аэропорта «Шереметьево», хотя в пойме Клязьмы находится одна из пяти станций водоподготовки, поставляющих в Москву питьевую воду.
Борьба жителей Подмосковья с расширением аэропорта «Шереметьево» началась в 2011 году – тогда федеральное агентство «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (ФГУП АГА) получило из госбюджета 13 млрд. рублей на проект под названием «Развитие Московского авиационного узла. Строительство комплекса новой взлетно-посадочной полосы (ВПП-3) Международного аэропорта Шереметьево, Московская область». Если верить информации на сайте ФГУП АГА, еще в октябре 2011 года агентство открыло общественную приемную по вопросам будущего строительства, а 21 марта прошлого года в селе Лунево состоялись публичные слушания по проекту полосы. Как выяснилось позднее, большинство жителей Солнечногорского района об этих мероприятиях проинформировать забыли. Тогда они и начали писать в прокуратуру, Росприроднадзор и Роспотребнадзор.
Первоначально требования жителей сводились к расселению деревень, которые попадали в санитарно-защитную зону строительства (СЗЗ). «Росавиация разделяет позицию жителей о необходимости расселения населенных пунктов, попадающих в СЗЗ. Однако финансирование на данное мероприятие не предусмотрено бюджетом. Росавиация планирует обратиться в Минтранс России с предложением о дополнительном финансировании», – отчитывалось в октябре 2012 года на своем сайте ФГУП АГА. К сентябрю 2012 года агентство выкупило у граждан 9 земельных участков из нескольких сотен, попавших в зону стройки.
В августе 2012 года застройщик получил разрешение на прокладку взлетно-посадочной полосы, и в зоне постройки началась масштабная вырубка деревьев. Как рассказала «НИ» руководитель солнечногорского отделения движения «Защитники Клязьмы» Елена Родина, побочные эффекты строительных работ начали ощущаться очень скоро: «На полтора километра реки уже развернули стройку. Река загрязнена, также вырублено около 150 гектаров леса, нарушен естественный рельеф, пойма осыпается».
Протестуя против стройки, активисты ссылаются на положения СанПиНов, по которым строительство в зоне санитарной охраны (ЗСО) водозаборных сооружений строго запрещено. Полоса же, по сведениям жителей, частично пройдет во втором поясе ЗСО. «Под угрозой находится один из главных источников водоснабжения Москвы. Если не защитить его сейчас, уже скоро из кранов в квартирах москвичей может пойти вода, отравленная опасными химикатами или микроорганизмами. В составе пыли, оседающей вокруг аэропортов, содержатся тяжелые металлы – цинк, свинец, медь, марганец, хром, ванадий и другие», – пишут активисты в своем заявлении.
«НИ» пока не удалось получить комментарии пресс-службы ФГУП АГА: там предложили написать письменный запрос, на который вчера не ответили. Также «НИ» обращались в пресс-службу аэропорта «Шереметьево», сотрудники которой просто не взяли трубку. Редакция готова вернуться к теме, как только представители этих организаций прояснят нам свою позицию.