Наибольшую сумму средств получит Республика Татарстан и Московская область – по 2,2 млрд. рублей. Порядка 2 млрд. уйдет в Челябинскую область. По 1,8 млрд. рублей предусмотрено для Дагестана и Якутии. Свыше 1 млрд. рублей поступит в бюджеты Забайкальского, Ставропольского и Красноярского краев, а также Архангельской и Оренбургской области. Наименьший объем дотаций предусмотрен для Костромской области – 21,8 млн. рублей. Примерно столько же – 23,5 млн. рублей получит Сахалинская область.
Как отмечается в правительственном распоряжении, при расчете распределения дотаций учитывалось выполнение органами государственной власти субъектов РФ «дорожных карт» по повышению эффективности и качества услуг в сферах здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания населения в 2013 году.
Напомним, что правительство активно стремится к сокращению бюджетного сектора. «За последние десять лет расходы всех бюджетов на отрасли социальной сферы, государственного и муниципального управления в реальном выражении, то есть с учетом инфляции, выросли в 2,5 раза. Но мы больше не можем такими темпами их наращивать», – заявил министр финансов Антон Силуанов, выступая на последнем заседании Госсовета в октябре.
По численности занятых в бюджетном секторе в расчете на 1 тыс. жителей Россия опережает наиболее развитые страны, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1,4 раза, а страны со средним уровнем развития – в 2,5 раза. «У нас более раздутая бюджетная сеть, даже если сравнивать с советским периодом. Это касается данных по числу работников образования, здравоохранения и других бюджетников. За последние пять лет штатная численность государственных и муниципальных служащих выросла почти на 100 тыс. человек», – посетовал министр. В этой связи правительство намерено придерживаться тактики массового сокращения занятых в бюджетной сфере с параллельным повышением оплаты труда оставшимся сотрудникам. Таким образом, Министерство финансов рассчитывает сэкономить порядка 30% бюджетных ресурсов на социалку.
Смысл «дорожных карт», выработанных в регионах совместно с Минфином, как раз и заключается в реализации тактики сокращения бюджетных мест на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. «На деле не все отраслевые региональные «дорожные карты» содержат четкие критерии и параметры оптимизации бюджетной сети и увеличения нагрузки на бюджетников. В результате мы не реализуем задачи повышения эффективности бюджетных расходов и имеем раздутый и неэффективный бюджетный сектор, требующий постоянных растущих вливаний», – упрекает региональные власти г-н Силуанов.
Как рассказала «НИ» депутат Госдумы Оксана Дмитриева, правительство вынуждено идти на сокращение числа занятых в бюджетной сфере, иначе благую и абсолютно правильную задачу президента повысить зарплату в социальном секторе не решить. «Таким образом, мы сможем увеличить ассигнования на оплату труда бюджетников в условиях общего сокращения ассигнований», – пояснила она. К примеру, многие врачи, по словам г-жи Дмитриевой, являются таковыми только в статистических отчетах, а на самом деле они работают в частных фармацевтических фирмах, занимаются административной работой и так далее. Вместе с тем планы министра финансов о 30-процентной экономии ресурсов она считает невероятными. «Это очень много, ведь в регионах занятость населения обеспечивается как раз за счет социального сектора и ЖКХ. Больше там ничего не осталось», – говорит депутат.
Напомним, что на частичную компенсацию повышения зарплат бюджетникам в 2013 году были предусмотрены дотации в сумме 100 млрд. рублей, из которых 60 млрд. уже распределены между бюджетами 78 регионов.