Отмечаемый в Польше 1 ноября День всех святых и следующий за ним «задушный день» являются едва ли не самыми важными (после Пасхи и Рождества) католическими праздниками. В эти дни вся Польша устремляется на кладбища – помянуть своих да и чужих умерших. Тем не менее, поскольку «задушки» в Польше – это обычный рабочий день, сложилась традиция навещать умерших накануне, в выходной День всех святых (т.е. 1 ноября). Кстати, многие семьи ныне встречаются в полном составе разве что в дни больших праздников да на свадьбах и похоронах. Также принято собираться на могилах своих родителей в Дни всех святых и в «задушки».
Надо сказать, что эта традиция бережно сохраняется и чтится всеми, несмотря на распространившуюся в последние годы моду шумно отмечать 31 октября Halloween (не что иное, как испорченное All Hallows’ Eve – или «канун Дня всех святых»). Конечно, никто сегодня в Польше не запрещает молодежи собираться и устраивать (даже в школах) «бесовские» карнавалы с участием чертей и вампиров. Тем не менее такие мероприятия являются предметом острой критики со стороны практически всех существующих в стране христианских конфессий. Кроме того, Хеллоуин не приветствуют последователи древнеславянских языческих верований, отмечающих праздник «Дзяды», являющийся языческим аналогом польских «задушек».
В народном восприятии даже День всех святых рассматривался как канун главного поминального («задушного») дня 2 ноября, к которому, собственно, и приурочен основной комплекс поминальных обычаев и обрядов. «Задушный день» (называемый также «праздником мертвых») получил свое название из произносимых в этот день в костёлах молитв, когда ксёндз зачитывает имена усопших. «Задушный» день в Польше прежде было принято начинать с наведения порядка на кладбище: с приведения в порядок могил, украшения их цветами и зажжения свечей.
Кроме того, проводилась общая панихида за упокой душ умерших, а затем ксёндз благословлял могилы и кропил их святой водой. У себя дома поляки готовились к приему душ умерших: делали уборку, посыпали пол песком, приоткрывали дверь или окно, придвигали к натопленной печи лавку, ставили на неё сосуд с водой, а также гребень, мыло и полотенце, чтобы души могли помыться и причесаться. Считалось, что на «задушки» умершие возвращаются к себе в дом – для того чтобы погреться возле печки, отведать приготовленную для них поминальную еду, а затем, перед уходом на тот свет, собираются в костёл на ночную службу, которую для них служит дух умершего ксёндза.
Накануне этого дня хозяйки пекли особый «задушный» хлеб, который затем либо относили на кладбище, либо раздавали нищим, детям и священнослужителям.
На «задушки» не полагалось работать в поле, заниматься хозяйственными делами, отправляться в дорогу. По народным поверьям, накануне «задушек» следовало как можно раньше лечь спать – дабы не мешать душам своих родных справлять «праздник мертвых». Запрещалось убирать со стола остатки поминального ужина, выходить поздно вечером во двор, выплескивать за дверь помои и воду или же спускать с цепи собаку на ночь. Запрещалось также белить печь и стены дома, чтобы не забрызгать глиной и известкой умерших. Всё это делалось для того, чтобы не сердить «гостей», а, наоборот, получить от них всяческую помощь в своих будущих начинаниях.
1 ноября сразу после утреннего торжественного поминального богослужения в костеле (что, впрочем, совсем не обязательно) все поляки устремляются на могилы своих родных и близких. По польскому радио и ТВ в этот день больше всего говорится об автомобильных пробках, потому что буквально вся страна едет на кладбища. Надо сказать, что в подавляющем большинстве польских городов («местечек») католический костел с остроконечным готическим шпилем да старинное кладбище являются едва ли не единственными достопримечательностями.
Есть еще одна хорошая традиция – дикторы вспоминают ушедших в этом году деятелей культуры и спорта. И с телеэкрана на нас, оставшихся на земле, будут смотреть их лица – и будут гореть свечи.
Кладбища буквально тонут в живых цветах, а возле каждого надгробия, даже двухсотлетней давности, можно увидеть принесённые кем-то разноцветные стеклянные и пластиковые фонарики, внутри которых горят свечи. Несмотря на непривычно большое число народа, ни у кого не возникает ощущения суеты, сутолоки или тяжелой скорби. Никто никуда не спешит, все люди идут «торжественно и чинно», с каким-то особым умиротворением и спокойствием. Идут как целыми семьями, так и поодиночке – большие и маленькие, молодые и старые, негромко переговариваясь между собой. Одни прибирают «свои» могилы, другие – чужие. Проходя мимо «ничейного» надгробия, останавливаются, ставят и зажигают принесенные с собой свечи, а кто-то просто стоит, задумавшись и бормоча короткую молитву над уже прибранным холмиком.
Все происходящее вокруг напоминает какое-то иррациональное массовое (если не сказать общенациональное) народное гуляние. Да, на костях и прахе своих предков – но вот только оно какое-то непривычно тихое – и безмерно торжественное! С наступлением темноты всё кладбище как бы преображается и начинает светиться! Мириады огоньков заливают всё вокруг каким-то особенным волшебным светом, а на могилы, на деревья и на продолжающих идти людей, тихо шуршащих осенней листвой, падают отблески и тени.
Сами поляки говорят: для того, чтобы до конца понять их страну, надо быть здесь в эти дни. Даже то, что ты увидишь по телевизору, совсем даже «не то» – самих людей, хризантемы, которые они несут, и свечи, которые они зажигают на ухоженной безымянной могиле, надо видеть своими глазами.
Бесконечный людской поток будет идти на кладбища весь день, до самой глубокой ночи. Кстати, в Польше многие специально идут на могилы уже поздним вечером: во-первых, потому что народу меньше, а во-вторых, издали кладбище всё светится изнутри, как большой город. Город мертвых.