Posted 21 октября 2013, 20:00
Published 21 октября 2013, 20:00
Modified 8 марта, 04:48
Updated 8 марта, 04:48
Согласно проекту приказа Минкомсвязи, уже к 1 июля 2014 года все интернет-провайдеры обязаны будут установить на свои сети оборудование для записи и хранения интернет-трафика на срок не менее 12 часов. И якобы к этим записям будут иметь доступ сотрудники Федеральной службы безопасности. Информационные посредники уже указали чиновникам, что это будет являться нарушением права на неприкосновенность частной жизни, которое подразумевает право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничивать эти права можно только по решению суда. В иных случаях хранить и распространять информацию о частной жизни граждан можно только с их же согласия.
Директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко заявил «НИ», что желание государства максимально плотно контролировать информационные потоки и контент, который распространяется в Интернете, вполне объяснимо все возрастающей ролью глобальной сети. Однако эксперты будут настаивать на сохранении практики сотрудничества в формате судебных решений. «Решение Минкомсвязи должно обсуждаться с отраслью, чтобы мы могли лоббировать свои интересы, – уверен эксперт. – Никто не собирается скрывать информацию, но есть такие моменты, как тайна переписки и целостность инфраструктуры сети. И если будет угроза нарушения какого-то из этих аспектов, то мы будем включать сигнал повышенной тревоги. Хостинг-провайдеры и информационные посредники говорят об одном: есть решение суда – информация предоставляется, с этим невозможно спорить, это должно быть, потому что существует такое понятие, как «информационная безопасность».
По словам эксперта, анализ контента может быть разным, если он происходит «на лету» – это одно, если должен храниться – другое. В случае хранения перед компаниями встает вопрос денег и закупки оборудования. А вот анализ «на лету» – это мало того что дорогостоящее решение, но, по оценке РАЭК, может привести к замедлению Интернета на 30%. «Если в результате законодательного регулирования вопроса доступа к контенту и его мониторинга получится так, что Интернет начнет работать медленнее или просто какие-то его куски будут «отваливаться», это совершенно недопустимо, – заявил Сергей Плуготаренко. – Наша задача – отслеживать такие моменты, чтобы они не просачивались в законодательство».
Председатель движения «За права человека» Лев Пономарев настроен более пессимистично, полагая, что мы давно потеряли право на неприкосновенность частной жизни и будем терять свои права и дальше. «Меня регулярно «пишут» эфэсбэшники, вываливают это в Youtube, я пытался судиться, но все это застревает, – подлился с «НИ» правозащитник. – Сейчас они это узаконивают. На самом деле это грубейшее вмешательство в частную жизнь, нарушение права на переписку. Если сравнивать c тем, в чем Сноуден обвиняет Госдеп, ЦРУ или какие-то другие организации, то, конечно, то, что говорит Сноуден, – это цветочки по сравнению с тем, что делается у нас. На самом деле это должно возмущать население, мы должны выходить на митинги. Но у меня нет ощущения того, что реально это кого-то возмущает. Мы отдаем наши права по капле этому государству, которое коррумпировано и использует в своих интересах наши данные».