На Брайтоне кричали «Горько!»

21 октября 2013, 00:00
Дни российского кино прошли в 12-й раз. Единственная пауза пришлась на прошлый год и была вызвана организационными трудностями. Открытие состоялось в манхэттенском кинотеатре «Зигфельд», построенном в 1960-е годы и стилизованном под 1920-е. Аудитория была многочисленная (не только на открытии, но и на большинстве показ

Коллекция была собрана отменная – от победителей «Кинотавра» («Географ глобус пропил» открывал Неделю, показали и «Интимные места») до жанровых блокбастеров («Метро», «Легенда № 17»). Картины представляли режиссеры и актеры – Александр Велединский, Наталья Меркулова и Алексей Чупов, Юлия Ауг, Александр Яценко, Елена Панова, Дарья Екамасова. Мемориальный вечер был посвящен памяти Алексея Балабанова с показом его последней работы «Я тоже хочу».

Состав фильмов и участников навел организаторов на мысль устроить дискуссию на тему «Эротика и свободомыслие в современном кино. Русский взгляд». Русский взгляд сформулировала Юлия Ауг, сказав, что наше кино только тогда станет свободным, когда актеры перестанут стесняться своего тела и будут рассматривать его как рабочий инструмент для выражения художественных идей. К этому необходимо присовокупить еще ряд условий: чтобы сценаристы и режиссеры победили внутреннюю цензуру, а в кинопроизводство пришел частный бизнес, не зависимый от государства.

Большая часть Недели проходила в кинотеатрах Манхэттена, но самым эмоциональным событием стал выезд на Брайтон. Там, в кинотеатре «Миллениум», состоялся показ фильма «Горько!» – причем не просто показ, а мировая премьера: картина только в конце этой недели выходит в прокат в России. На подъеме прошла встреча с продюсером «Горько!» Тимуром Бекмамбетовым, национальным героем русскоязычной диаспоры – едва ли не единственным нашим кинематографистом, делающим серьезную карьеру в Голливуде и к тому же продолжающим успешно работать в российской киноиндустрии.

«Горько!» поставил режиссер-дебютант Андрей Першин, но в титрах он значится как Жора Крыжовников. Псевдоним отвечает характеру фильма: это пряная эксцентричная комедия в традиции Леонида Гайдая, сюжет которой – провинциальная свадьба на фоне красот Геленджика – дает повод как для комедии нравов, иногда переходящей в жалящую сатиру, так и для проявления искренних чувств, которых поначалу вовсе не ожидаешь от таких одиозных персонажей. Есть в фильме и подспудные социальные мотивы. Например, феминистский: невеста, девушка из забуревшей постсоветской семьи (папа – солдафон, мама – перепуганная фифа) переросла свое окружение и хочет из него вырваться, но до конца порвать не может. Она сама выбирает себе жениха – красивого парня, но тоже с семейным грузом: родители у него уж совсем замшелые, а брат – форменный бандит. Безумная катавасия, в которую превращается свадьба, собирает представителей едва ли не всех слоев общества – от казачьего хора до Сергея Светлакова в качестве заезжей звезды на этом празднике жизни. Удивительно, но факт: создателям удалось подняться над вульгарным материалом «капустника» и снять кино, обладающее определенным уровнем. Достаточно остро, зло, но при этом смешно и трогательно. Такое кино не стыдно показывать где угодно, в том числе и на Брайтоне: ведь там полно персонажей, кажется, прямо вышедших из этого фильма. Умение посмеяться над собой – путь к преодолению собственных изъянов. Об этом говорили зрители премьеры, а один даже призвал перенести всю Неделю на Брайтон: ведь на Манхэттен так далеко ездить.

Ездить, конечно, далеко, но все же было бы неправильно замыкаться на российской диаспоре. Наше кино настолько явно отсутствует на американском рынке, что работа организаторов Недели ценна именно попыткой пробить хоть небольшую брешь в этой неприступной стене.

#Кино #Новости #Культура #США
Подпишитесь