Posted 17 октября 2013, 20:00
Published 17 октября 2013, 20:00
Modified 8 марта 2024, 04:50
Updated 8 марта 2024, 04:50
Журналистика никогда не была делом благостным. Журналистов окружают информационный хаос, разноголосица мнений, жаркие споры, зависть, соперничество. Журналист должен уметь задавать неприятные вопросы приятным людям, выжимать ключевые проблемы из необъятных тем. Хороший журналист – психолог, ученый и немного артист. Направляя весь свой интеллектуальный потенциал на поиск вопросов и ответов, он раскрывает личность своего героя.
Виктор Матизен заслужил славу самого скептического кинокритика и автора самых жестких интервью. Он обладает незаурядным талантом расставлять капканы и приманки, может быть и агрессором, и укротителем – лишь бы завладеть собеседником и получить откровенные ответы. Уверенность в своей позиции, весомый багаж информации, математическое образование помогают Матизену добиться от собеседника «сформулированной» точки зрения. И еще один важный момент – доверие к интервьюеру. И ему доверяют самые известные люди. Виктор никогда не задает гипотетические вопросы, требующие гипотетических ответов, а буквально заставляет оппонента не просто высказывать, а защищать свою позицию. Это игра по его правилам, своя игра, но при этом выигрывают все – и собеседники, и читатели...
Древняя китайская пословица гласит: «Не дай бог вам жить во время перемен». Но это как посмотреть... В какой-то степени благодаря именно этим переменам столь содержательны 12 дюжин интервью, собранных в увесистый двухтомник Виктора Матизена «Кино и жизнь». На полутора тысячах страницах – сотни бесед со знаковыми людьми страны – той, что ушла, и новой... Виктор сам выбирает своих героев и разговаривает только с теми, кто ему интересен. В полемике добивается открытой и эмоциональной оценки событий и при этом ни на секунду не выключает «умственный автопилот», отсекая любого рода банальность.
Дмитрий Быков в предисловии к книге пишет: «Матизен – профессионал, он требует профессионализма; сам борец, он требует полноценного и честного высказывания». Сам Виктор считает, что «критик должен не только входить в положение автора, но и выходить из него». Что и проделывает со своими собеседниками, проживая вместе с ними творческий путь, взлеты и падения, а затем, отстранившись, буквально допрашивает уважаемую жертву с пристрастием.
Книга «Кино и жизнь» делится на главы, в каждой из которых десятки известных имен. «Довоенное поколение» – Булат Окуджава, Лев Кулиджанов, Михаил Глузский; «Отцы и дети» – Сергей и Федор Бондарчуки, Алексей Герман-старший и Герман-младший, Ролан Быков и Павел Санаев, Олег и Филипп Янковские. Среди «Залетных гостей» – Питер Гринуэй, Ежи Гофман, Отар Иоселиани, среди «Лицедеев» – Ступка, Гармаш, Этуш. В «Демиургах» числятся Кира Муратова, Вадим Юсов, Александр Митта, Сергей Бодров, Сергей Соловьев.
Кстати, Соловьев, пережив «ринг» с Матизеном, в предисловии ко второму тому пишет: «Очень многих собеседников Виктора я знал и знаю лично, и лишь кое с кем познакомился под этой обложкой впервые. Большинство из них, знаю по себе, совсем не фанатеют от призрачного счастья поделиться с кем-то или даже ни с кем, а там – с пространством своими мыслями о судьбах кино или с отсутствием таких мыслей. Ему удалось поодиночке разговорить всю эту немыслимую пеструю общность довольно замкнутых людей и соединить отдельные лица в причудливый, но целостный коллаж».
Кинокритик «НИ» Виктор Матизен как никто другой понимает, что читателям не нужны факты из уст его собеседников: скандалы, преступления, политика, катастрофы, правительственные решения всегда получают львиную долю газетных полос и эфира. Но если для большинства журналистов дающий интервью – это второй план к событию, то для автора книги разговор с человеком – это и есть самое главное событие...
Презентацию книги Виктора Матизена «Кино и жизнь» «Новые Известия» проведут в конце ноября, на московской выставке Non/fiction.
Юбилейная ярмарка Non/fiction откроется в ноябре