Posted 8 октября 2013, 20:00
Published 8 октября 2013, 20:00
Modified 8 марта, 04:55
Updated 8 марта, 04:55
Музыканты из Швейцарии посвятили свое выступление в Москве Чарли Мингусу. Великий контрабасист и композитор Чарлз Мингус был известен, помимо прочего, своей склонностью к большим составам: октетам и биг-бендам. К слову, биг-бенд его жив-здоров и даже включает пяток русских музыкантов. То есть музыка Мингуса и сегодня никому в мире не чужда. Мингус сочинял довольно сложную музыку для этих своих многофигурных составов (причем фигуры были тоже элитарные: саксофонист Джеки Маклин, Джон Хэнди, пианисты Джеки Баярд и Мел Уолдрон и многие другие). Музыка эта при всем при том была ужасно притягательна и витальна. У самого Мингуса контрабас в руках просто «пел» и даже как будто «проговаривал» фразы. Говорят, он и с женой иногда так общался. Что важно, мастер поощрял импровизацию всей группы. В общем, любая запись любого состава Мингуса – это действительно настоящий праздник с практически дискотечным угаром. Невероятно, как это можно сыграть малым составом. А швейцарцы Straymonk – рискнули!
В Швейцарской конфедерации джаза всегда было много, и весь он – довольно разный. Недавно к нам приезжал пианист Тьери Ланг, более романтичный и мейнстримовый. А каждый любитель прогрессивного джаза знает лейбл Hat Hut Records. Между этими полюсами – весь спектр импровизационной музыки. У нас, к сожалению, пока не очень известной.
Квартет Straymonk – среднее поколение. Необычный состав: два альт-саксофона (Нат Су и Габриэль Далвит), контрабас (Андреас Циц) и ударные (Йонас Рутер). Никакого гармонического инструмента, для музыки Мингуса вроде бы совершенно необходимого. При столь ограниченной тембральной палитре коллектив звучит плотно. Начинают с Fables of Fabulus с ее заразительной мелодией. Следующая – Boogie Stop Shuffle, в оригинале опять-таки начинающаяся с задорных духовых. Добираются до Reincarnation of a Lovebird (с удивительного во всех отношениях альбома The Clown), где в первых тактах – фортепиано и ударные. Никуда не денешься, но они сыграли одними ударными. Ну, тут опять-таки главное не воспроизведение нотного текста, а свое видение и импровизация, как завещал Мингус. А это у них получается здорово, современно. Почти за два часа проиграли еще несколько хитов из мингусовской классики, в том числе Better Git It in Your Soul и Tijuana Gift Shop.
Корреспондент «НИ» побеседовал о проекте с саксофонистом Габриэлем Далвитом