Лидер партии Дмитрий Медведев заявил на съезде, что единороссы, находящиеся под следствием, покинут партию. Этим шагом «ЕР» намерена вернуть доверие народных масс к себе. Но что же делать с бизнесменами, многие из которых в 90-х годах прошлого века находились под следствием, а теперь составляют костяк партии? – удивляются эксперты. Дело даже не в том, что новый лидер контрольного органа может не справиться с задачей «чистки рядов», которая была громко провозглашена на съезде «ЕР».
Политолог Леонид Радзиховский заявил «НИ», что не совсем понятно, кого из партии такого типа вычищать. «Это какое-то внутреннее противоречие. От кого чистить? От сверхбогатых бизнесменов? Но тогда зачем нужна эта партия? От людей, идущих в нее ради карьеры? Но тогда никто в партию не пойдет. Когда большевики, особенно первого призыва, говорили о чистке своих партийных рядов, это еще имело какой-то формальный смысл. Они могли бы сказать, что выгоняют из партии не только совершающих уголовные преступления, но и примазавшихся карьеристов, а вот оставим тех, кто пришел в партию за идею. Единороссы так сказать не могут. В чем их идея? У партии никогда не было никакой идеологии. Тут по определению непонятно: кого от кого чистить», – рассуждает политолог.
По мнению г-на Радзиховского, списывать «ЕР» с политических счетов еще рано, поскольку она до сих пор нужна Кремлю не только в качестве партии власти, но и «отдушины» для критиков, чтобы отвести удар от себя. «С одной стороны, «Единая Россия» – медведь для битья. Кто плохой? «Единая Россия», естественно! Это, конечно, не «партия жуликов и воров» (хотя фраза напрочь прилипла к ней), но «партия жирных котов». И уж точно не «медведей». Партию выставляют на всеобщее битье, как тот директор завода, который ставит свое чучело на проходной, чтобы каждый рабочий, проходя мимо, мог пнуть его образ», – рассказывает «НИ» Леонид Радзиховский.
С другой стороны, г-н Радзиховский считает, что партия по-прежнему нужна власти, и именно она будет представлять Кремль на ближайших выборах: «Не знаю, меняют ли «медведей» на переправе, но при нынешней выборной системе очень сложно превратить, скажем, «Народный фронт» в новую партию. Хотя, конечно, Кремль дистанцируется от «ЕР». По-моему, установка такая: победа «Единой России» – это победа власти, но поражение партии вовсе не означает поражение Кремля».
Сама личность Нины Кудашовой ни у однопартийцев, ни у экспертов определенной реакции не вызывает. Ее просто никто не знает. До своего высокого партийного взлета она была секретарем первичного отделения «Рассвет» местного отделения «Единой России» «Раменки», что в Москве. Но, оказывается, у нее уже есть «команда». Правда, это несколько противоречит сообщениям высокопоставленных единороссов о том, что аппарат Центральной контрольно-ревизионной комиссии сокращен на треть. Начали, так сказать, с себя. Тем не менее именно искренность и определенная смелость, которые позволили Нине Кудашовой взлететь с работы в местной ячейке почти на вершину партийной иерархии, вызывает восторг у однопартийцев. Оказывается, теперь для успеха требуется не четкое соблюдение партийной дисциплины и субординации. «Конечно, это символическое назначение, – считает Леонид Радзиховский. – На место Пехтина приходит Вера Марецкая, сыгравшая главную героиню в фильме «Член правительства»: «Вот стою я перед вами, простая русская баба, мужем битая, кулаками стрелянная…» Образ этот живуч, только никто не верит в эту простоту…» – уверяет эксперт.
Политолог сомневается в обновлении «ЕР» и считает, что это назначение может иметь какой-то эффект только внутри самой партии. А судьба «Единой России» зависит от результата борьбы внутрипартийных групп – «тут важно, кто кого будет чистить».