В четверг правительство поддержало решение о том, что все средства, которые должны идти на накопительную часть пенсии, в 2014 году пойдут на распределительную. Предполагается, что годовая заморозка накопительной части даст 240 млрд. рублей дополнительных доходов Пенсионному фонду, на эту сумму ему уменьшается трансферт из федерального бюджета. При этом члены кабмина заверили, что в будущем деньги на накопительные счета граждан вернут.
Белый дом даже поручил Минфину зарезервировать средства для возврата пенсионных накоплений. У этой меры есть как сторонники, так и противники, но и те, и другие констатируют, что правительственная инициатива, по сути, является отходом от пенсионной реформы, проводимой в стране уже более десяти лет.
О том, что Министерство финансов компенсирует россиянам деньги, которые будут изъяты из накопительной части пенсии в 2014 году, по итогам заседания правительства сообщил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. При этом он заметил, что для создания резерва необходимы дополнительные меры. «Законопроект дает возможность, чтобы средства застрахованных лиц в рамках накопительной системы по истечении срока создания механизма гарантирования были распределены по счетам клиентов, – сказал министр. – Эквивалент трансферта будет зарезервирован в рамках федерального бюджета и может быть источником для разнесения средств по счетам застрахованных лиц». Ранее Улюкаев заявлял, что граждане, которые захотят оспорить решение правительства в суде, имеют шансы выиграть иски.
Эксперты не особо верят в утешения чиновников. Так, известный экономист Сергей Алексашенко призвал не верить в то, что изъятие накоплений будет компенсировано в будущем за счет страховой части пенсий. По его словам, согласно новой концепции пенсионной системы, страховая часть пенсии каждого гражданина будет определяться исходя из суммы доходов Пенсионного фонда в конкретном году и суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов всех граждан, которые имеют право на получение пенсии.
Депутат Госдумы от «Справедливой России» Оксана Дмитриева, которая является давней противницей накопительного элемента, считает, что отказ, пусть даже временный, от накопительной части говорит о провале пенсионной реформы, проводимой с 2002 года. «Деньги, которые направлялись на накопительную часть, обесценились, – пояснила «НИ» парламентарий. – Страховая часть пенсии все это время индексировалась на 15%, а накопительная – на 6,5%. Власти это понимают, но боятся признать».