Границы связи

30 сентября 2013, 00:00
Министерство связи и массовых коммуникаций предложило ввести санкции для операторов мобильной связи, которые будут затягивать переход абонента к другой компании с сохранением номера. Возможность срыва сроков напрямую связывают с числом абонентов, намеревающихся воспользоваться услугой MNP (mobile number portability, т.

Напомним, что закон об отмене «мобильного рабства», предоставляющий абонентам возможность сменить оператора мобильной связи с сохранением номера телефона (услуга MNP), был подписан только в конце 2012 года. Этому предшествовало около десяти лет обсуждения данной инициативы. На минувших выходных глава Минкомсвязи Николай Никифоров объявил, что его ведомство разработало санкции, которые предполагается применять к операторам, нарушающим сроки перехода абонента к другой компании. Сейчас этот срок составляет восемь дней, если же за это время клиента не переведут к другому оператору, то он будет пользоваться услугами действующего оператора бесплатно. Это только одна из поправок, которые планируется внести в законодательство, и ее еще требуется обсудить. Ранее также обсуждался вариант введения денежных штрафов в отношении операторов за срыв сроков перехода, но теперь, по заверениям г-на Никифорова, у министерства нет таких планов. Видимо, завуалированным штрафом станут убытки, которые понесут операторы при бесплатном предоставлении связи.

Пока остается неясным, будут ли компании компенсировать возможные потери за счет повышения тарифов на свои услуги для оставшихся абонентов. Также все еще не определен вопрос, будут ли клиенты платить за переход от одного оператора к другому. Сейчас услуга переноса номера в базу данных для оператора стоит 100 рублей, и ранее заявлялось, что оплачивать ее будет сам абонент. Однако Николай Никифоров уверен, что с целью привлечения новых клиентов многие операторы наверняка пойдут на маркетинговый ход и сделают переход бесплатным для абонентов.

Сроки запуска MNP пока сохраняются прежние – 1 декабря 2013 года. Стоит отметить, что в первоначальном законопроекте, который предложило Минкомсвязи, дата запуска услуги была более поздней – 1 апреля 2014 года, но депутаты Госдумы сдвинули срок на четыре месяца вперед. В связи с этим операторы жалуются, что не успевают выполнить необходимые технические изменения. «Они сделают все, чтобы отложить запуск услуги», – отметил министр. Но также он уверил, что ведомство готово к диалогу с компаниями, который в формате открытой дискуссии должен пройти в ближайшее время. На встрече планируется обсудить возможные риски. Судя по данным подготовки операторов, все они согласны отпустить абонентов, но не все готовы принять. Поэтому на данный момент речь идет о двух вариантах развития события. Первый – запуск услуги, как и ожидается, с 1 декабря, но в ограниченном режиме. И второй вариант – это перенос старта услуги либо на 15 марта, либо на 1 апреля 2014 года. По словам Николая Никифорова, его министерство готово работать по любому из этих сценариев.

На данный момент о полной готовности заявили только два оператора – «Мегафон» и «Теле2». В минувший четверг, 26 сентября, в Санкт-Петербурге эти компании впервые протестировали возможность перехода от одного сотового оператора к другому. «В процессе испытаний были опробованы возможности совершать и принимать звонки, а также отправлять и получать смс-сообщения абонентом, использующим переносимый номер», – говорится в официальном сообщении. Также в нем отмечается, что стартовые испытания прошли успешно, но это только небольшая часть планируемых тестов, которые требуется провести. На переносимом номере планируется испытать целый ряд дополнительных услуг.

В настоящее время основной проблемой задержки запуска услуги операторы называют отсутствие единой базы всех сотовых номеров. По оценкам Минкомсвязи, на создание такой базы требуется 500 млн. рублей, а на ежегодное поддержание – 300 млн. рублей. Вероятным оператором этой базы может стать Координационный центр национального домена сети Интернет, но пока эта база все еще отсутствует, хотя до даты ожидаемого страта осталось всего два месяца. Два оператора «большой тройки» – гиганты МТС и «Вымпелком» – заявляют, что готовы присоединиться к испытаниям MNP только после выбора оператора базы, но не раньше. Минкомсвязи действительно запаздывает с подготовкой нормативно-правовых документов – оно обещало предоставить весь пакет еще 1 марта текущего года, но до сих пор не предоставило. Поэтому возникают сомнения, что при таком количестве нерешенных технических и нормативно-правовых вопросов российские абоненты смогут получить доступ к услуге MNP в заявленный срок.

#Экономика #Новости #Бизнес #Мобильная связь #Мегафон #Билайн #МТС
Подпишитесь