Posted 18 сентября 2013, 20:00
Published 18 сентября 2013, 20:00
Modified 8 марта, 04:43
Updated 8 марта, 04:43
«Медовый месяц» Хорватии и Евросоюза оказался коротким. Бывшая республика Югославии стала 28-м членом объединенной Европы 1 июля, а уже через два месяца в отношениях между Еврокомиссией и Загребом появилась первая трещина. Парламент Хорватии под давлением оппозиции 30 июня, то есть за день до официального вступления в Евросоюз, проголосовал за изменение законодательства, чтобы защитить своих граждан, обвиняемых за рубежом в совершении преступлений. Согласно поправке, вступающей в силу 1 июля 2014 года, Загреб не должен выдавать хорватских граждан, обвиняемых в преступлениях, совершенных до августа 2002 года.
Считается, что поправка к закону об экстрадиции была принята для защиты участников войны за независимость в 1991-95 годах. Таких, как, например, бывший генерал Анте Готовина. Международный трибунал по бывшей Югославии в Гааге приговорил его в 2011 году к 24 годам тюрьмы за преступления против сербского мирного населения. Приговор был встречен взрывом негодования в Хорватии. Там генерала, командовавшего хорватскими войсками во время операции «Буря», которая поставила победную точку в войне с сербами, считают национальным героем. Через полтора года после приговора, Апелляционная палата Гаагского трибунала полностью оправдала Готовину. По странному совпадению этот вердикт был вынесен в разгар очень трудных переговоров Хорватии и ЕС. Европейские чиновники отчаянно пытались уговорить хорватское руководство не отказываться от вступления в Евросоюз. Не в последнюю очередь это удалось благодаря освобождению Готовины. И вот теперь Сербия, являющаяся кандидатом на вступление в ЕС пытается добиться выдачи хорватского генерала или хотя бы возобновления процесса над ним в Гааге. При этом сербы пытаются использовать механизмы Евросоюза, чтобы добиться наказания Готовины, которого в Белграде считают вдохновителем и организатором массовых убийств мирного населения.
Претензии к хорватским гражданам имеются и у правосудия некоторых стран ЕС. Как пишет журнал Spiegel, поправки были приняты для защиты от преследования в Германии создателя хорватской разведки и ее бывшего руководителя Йосипа Перковича. Его обвиняют в причастности к убийству в 1983 году в Мюнхене хорватского диссидента Стьепана Джурековича. Перкович в то время работал в Службе безопасности Югославии, которая, уверены на Западе, регулярно искала и физически устраняла «предателей». В Берлине считают, что только на территории Германии в 1970-89 годах спецслужбы СФРЮ убили как минимум 22 хорвата, живших в этой стране.
Мина Андреева, пресс-секретарь еврокомиссара по вопросам юстиции Вивиан Рединг, сообщила на пресс-конференции, что Брюссель пытался убедить хорватское правительство не принимать поправку. Однако идти на уступки хорваты отказались. «Я не позволю никому вытирать о нас ноги!»- воинственно высказался на днях премьер-министр Хорватии Зоран Миланович на пресс-конференции в Загребе.
Сможет ли ЕС осуществить свою угрозу? Увы, вряд ли даже руководство этой организации может дать четкий утвердительный ответ на этот вопрос. Санкции Еврокомиссия предпринимает крайне редко. Ведь это долгое и сложное дело. Для их проведения необходимо согласие всех членов ЕС, что более чем непросто. Наверное, поэтому в Хорватии упрямятся и оказываются отменять поправки.