Руководитель юридической службы ЦК КПРФ Вадим СОЛОВЬЕВ:
– Я, мягко говоря, немного удивлен, услышав подобные высказывания от Михаила Прохорова, поскольку, по имеющейся у меня информации, идея о создании двухпартийной модели управления государством принадлежит администрации президента. И, насколько я знаю, на сегодняшний день эта модель уже вовсю активно внедряется в жизнь. У руля власти в перспективе будут стоять две партии. Одна из них – полулиберальная и консервативная «Единая Россия», другая же – социалистическая партия на базе путинского «Народного фронта», в которую должны войти «Справедливая Россия» и ЛДПР. К сожалению, с КПРФ властям договориться не удается. В связи с этим грядут глобальные пертурбации всего избирательного законодательства.
Сопредседатель партии «РПР-ПАРНАС» Владимир РЫЖКОВ:
– При такой избирательной системе, как у нас, двухпартийность просто не сможет существовать. В любой другом государстве, где выборы проходят по пропорциональной системе, в составе парламента обычно пять-шесть, а иногда даже семь-восемь партий. Демократичность нашего государства и вообще всего общества в целом еще не настолько развита, чтобы ограничиться двумя политическими партиями. Попробовать, конечно, можно, но наверняка из этого выйдет полная чепуха.
Президент общественной организации «Союз правых сил» Леонид ГОЗМАН:
– В Европе с многопартийностью совсем другая история. В Германии, к примеру, огромную роль в судьбе государства играет Партия свободных демократов, которая поддерживает то одну, то другую из крупнейших партий в стране. В Израиле также достаточное количество тех партий, которые создают свои избирательные блоки и собственное коалиционное правительство. Поэтому, если хорошенько разобраться, партийных систем существует великое множество. Одно я знаю точно, что партии должны формироваться свободно, а не по «заказу начальства». Мы можем мечтать и размышлять о двухпартийности и прочих, как нам кажется, верных путях развития государства. Но на сегодняшний день, по моему мнению, возможность создать реально влиятельную партию есть только у Алексея Навального, и я глубоко убежден в том, что это далеко не пропутинский персонаж, как говорят злые языки.
Лидер незарегистрированной партии «Другая Россия» Эдуард ЛИМОНОВ:
– Не так давно Прохоров предлагал ввести в стране 60-часовую рабочую неделю. Предложение о двухпартийности примерно из того же разряда. Он пытается внедрить то, что у нас в стране и при нашей действительности никогда не приживется. О таких, как он, в советских газетах писали «акулы капитализма». Что касается многопартийности или двухпартийности, считаю, что нужно установить некий размер партий, иными словами, раз и навсегда определиться с их количеством. У любой идеологии существует множество адептов, и это хорошо. Они могут и должны создавать свои собственные политические партии. Никто не имеет права контролировать народное волеизъявление. А двухпартийность как таковая нам совершенно не нужна. Такая модель управления государством отлично развита в Соединенных Штатах Америки. Но там у людей совершенно другая ментальность, не сопоставимая с мировоззрением русского человека.
Председатель демократической партии «Яблоко» Сергей МИТРОХИН:
– Здоровая партийная система складывается в процессе реальной политической конкуренции. Говорить о введении двухпартийности на территории постсоветского пространства по меньшей мере глупо. Народ еще не отошел от политики диктатуры. В Америке двухпартийность сложилась естественным путем, и ее никто не навязывал. Может быть, мы когда-нибудь и придем к такой системе, но это будет происходить в процессе эволюции самого общества.