Инициатива Минфина распространится на тех, чьи зарплаты устанавливаются непосредственно правительством и указами президента. По подсчетам специалистов министерства, принятое решение позволит сэкономить 31 млрд. рублей в 2014 году, 125 млрд. в 2015 году и 127 млрд. в 2016 году. Кроме того, ожидается некоторое снижение текущих расходов учреждений.
Напомним, что в начале сентября Минфин предложил на 5% сократить расходы федерального бюджета почти по всем направлениям. «Мы предлагаем сократить расходы на 5% практически по всем без исключения министерствам и ведомствам. Такой единый подход позволит собрать пул средств, который потом будет направлен на приоритеты, которые определит правительство в ближайшее время», – заявил глава ведомства Антон Силуанов.
Эксперты не раз обращали внимание на то, что доходы чиновников и темпы их роста существенно обгоняют доходы остальных категорий граждан. Так, согласно недавнему исследованию аудиторско-консалтинговой компании ФБК, зарплаты региональных чиновников на 56%, то есть в полтора раза, превышают средний уровень зарплат по стране, а в 12 регионах чиновники вдвое богаче своих земляков. Самая высокая зарплата по итогам прошлого года зафиксирована у госслужащих Ямало-Ненецкого автономного округа (125 тыс. 895 рублей, что в 1,91 раза превышает заработок населения в этом регтоне). Самая низкая зарплата служащих органов исполнительной власти – в Дагестане: 22 тыс. 671 рубль (в 1,53 раза выше зарплаты населения в регионе).
Что касается работников прокуратуры и Следственного комитета, то в декабре 2012 года Госдума приняла законы, существенно повышающие их зарплаты. Согласно этим законам, в 2013 году доплаты за особые условия службы прокурорам и следователям повышались несколько раз: с января – до 100% должностного оклада, с 1 апреля – до 125%, с 1 октября – до 175%. Кроме того, «для лиц, замещающих отдельные должности прокурорских работников», с 1 января 2014 года устанавливается ежемесячное поощрение в размере от одного до пяти должностных окладов. Иными словами, власти будто специально позаботились о том, чтобы компенсировать возможные потери прокуроров. Расходы федеральной казны на повышение денежного содержания прокурорских работников в 2013 году выросли на 3 млрд. 680 млн. рублей и составили 7 млрд. 185 млн. рублей.
Также с 1 октября этого года, согласно президентскому указу, на 5,5% будут увеличены оклады федеральных и мировых судей. Дополнительные ассигнования на выплату возросших окладов в течение октября-декабря 2013 года оцениваются Минфином в 931,2 млн. рублей. Если исходить из того, что штат российских судей насчитывает 36 тыс. 741 человек, получается, что среднемесячный фонд оплаты труда в расчете на одного судью составит 1,9 млн. рублей в год, или 159,9 тыс. в месяц. Судьи Конституционного суда России будут получать примерно по 562 тыс. рублей в месяц, Верховного – 285 тыс., Высшего арбитражного суда – 193 тыс.
Руководитель исполнительного комитета партии «Народный альянс» Владислав Наганов считает решение правительства справедливым. «Последние годы власть исходила из того, что если повышать зарплаты судей, чиновников или сотрудников правоохранительных органов, то они будут работать эффективнее, – говорит г-н Наганов. – В итоге их зарплаты росли, существенно превышая средние по регионам, но эффективности мы так и не увидели».
Вместе с тем руководство страны, видимо, оказалось в довольно сложном положении, если решилось начать экономию с тех, чью лояльность в последние годы активно повышала, в том числе с помощью повышения зарплат. «Не думаю, что будет массовый демарш, но вполне вероятно, что кто-то из судей или прокуроров может обидеться и работать уже не с тем рвением, как раньше», – полагает собеседник «НИ». По мнению Владислава Наганова, сэкономленные средства, скорее всего, будут направлены на социальные расходы. «Хотелось бы надеяться, что это будет так, – продолжает собеседник «НИ». – У нас очень большие проблемы с наполняемостью бюджета, будет странно, если деньги потратят на какие-то второстепенные цели».