Posted 16 сентября 2013, 20:00
Published 16 сентября 2013, 20:00
Modified 8 марта, 04:45
Updated 8 марта, 04:45
После череды запретительных законов, разгонов демонстраций оппозиции и возбуждения большого «болотного дела» власть твердо заявила, что намерена провести честные выборы, на которых, собственно, и настаивала политическая оппозиция. Перехватив лозунг Болотной площади, провластные политтехнологи, казалось бы, сделали все возможное, чтобы выборы 8 сентября 2013 года вошли в историю страны как безупречно чистые и честные. Вот уже и гарант Конституции высказался в том духе, что ничего похожего прежде в России не было. Ему вторят и независимые наблюдатели за ходом проведения этих выборов.
Политологи, которые, казалось бы, должны видеть во всем подвох, тоже не очень выбиваются из общего настроения, хотя в их высказываниях все же есть один тревожный мотив: мы все стали свидетелями новой аппаратной игры, которая, впрочем, не имеет никакого отношения к действительности и реальному народному волеизъявлению. Просто власть на этот раз по-новому отстояла свои интересы. Ей удалось показать, что и без административного ресурса кандидаты от власти могут выигрывать выборы. Может быть, в России впервые был на деле реализован принцип «управляемой демократии» – полная свобода выбора, без возможности реально повлиять на ситуацию?
Теперь, когда итоги подведены и страсти утихли, можно посмотреть, что получилось в «сухом остатке». Эксперты сходятся в одном: эксперимент с «управляемой демократией» удался. Но не полностью, а только наполовину.
Удачно, с точки зрения власти, получилось в Москве, где Алексей Навальный фактически помог Сергею Собянину не только обрести статус легитимного мэра, но и стать политиком федерального уровня. В свою очередь юрист и блогер Навальный стал лицом оппозиции, правда, как он распорядится этим политическим капиталом – покажет только время. Одним словом, вы хотели честные выборы – вы их получили.
Но есть и радикальные суждения о том, что «честные выборы» не что иное, как слабость власти перед предстоящим крахом. Политолог Станислав Белковский уверен, что сейчас Кремль повторяет ошибки КПСС, совершенные в 1989–1991 годах, и фактически занимается саморазрушением.
По мнению политолога Марка Урнова, которым он поделился с «НИ», власть до выборов вела себя странно, что свидетельствует о частичной потере управления ситуацией. «То они сажают Навального, то выпускают на свободу и создают режим наибольшего благоприятствования. У меня такое впечатление, что это микстура из разных стратегий, инициируемых разными группами элиты». Г-н Урнов не согласен с тем, что свободные выборы стали пробным шаром новой политики власти, «скорее, такое поведение демонстрирует глубокий внутренний раскол – «несконцертированность» – разные скрипки играют по-разному. Получается диссонанс. Так всегда бывает во время слабеющего режима, который устойчиво теряет популярность с 2008 года, несмотря на жесткую пропаганду в СМИ. У меня нет уверенности, что и президент контролирует эту ситуацию на сто процентов», – полагает Марк Урнов.
Как считает г-н Урнов, слабость власти дает возможность свободнее действовать региональным элитам, которые центр не любят, но до определенного момента «не могли шевелиться». Раньше, по мнению эксперта, любое заявление губернатора против политики Москвы было чревато потерей рейтинга, а сейчас, когда вес Москвы упал, любое оппозиционное выступление местного главы дает ему только дополнительные очки. «Это естественная логика элиты в период ослабления режима – искать для себя другого лидера. Думаю, понадобится еще пару лет, чтобы сформировались личности преемников, это произойдет ближе к федеральным выборам», – предсказывает политолог.
Опрошенные «НИ» эксперты согласны с тем, что власть осознает политический и социальный тупик, в котором находится страна. Есть понимание и того, что чрезвычайно щедрые обещания, которые были даны во время президентских выборов, выполнить невозможно. Поэтому нужно проблему разрешать, например, с помощью честных выборов. То, что на таких выборах часть властной элиты уйдет «в тираж» – неизбежный «естественный отбор», который Кремль не пугает, уверены эксперты. К тому же получился странный эффект: вместе с «властным балластом» за бортом политической жизни оказалась и часть старой оппозиции. Этот эффект, по-видимому, не предусмотренный заранее, был быстро понят в центре и взят на заметку, потому что гораздо легче договориться с новыми людьми, чем со «старыми врагами», такими, как Геннадий Гудков и Борис Немцов.
По мнению политолога Леонида Радзиховского, выборы, на первый взгляд, для власти ничем серьезным не обернулись. Только сменились мэры в двух городах. В Петрозаводске мэром стала Галина Ширшина, в Екатеринбурге – Евгений Ройзман. «Если власть решила, что курс на большую открытость и конкурентность правильный, то эти выборы будут иметь существенные последствия. Наша политическая система де-факто начнет движение к тому, что в ней прописано де-юре. А там прописано, что она должна быть абсолютно открытым западным обществом. Сейчас де-факто, как известно, этого нет. Весь вопрос, в какую сторону пойдет движение», – рассказал «НИ» г-н Радзиховский. По его мнению, это долгое и трудное движение – «штука хитрая, опасная», – будет тормозиться чиновниками на местах, и чем ниже ранг, тем более они будут бояться перемен. «На самом деле то, к чему они стремятся в идеале, – продолжает Леонид Радзиховский, – это западная система. В ней отсутствует внесистемная оппозиция, потому что вся она системная. Это выгодно, прежде всего, элитам и власти как гарантия их безопасности. Почему революций на Западе нет, а в арабском мире есть? Потому, что все сидят на своих местах. Грызутся, но сидят. Видите ли, чтобы выломать дверь, надо, чтобы эта дверь была. Поэтому стоит цель «организовать и возглавить» внесистемную оппозицию», – уверен эксперт.
Несмотря на то, что «пробный шар» честных выборов не привел к существенному обновлению политической элиты, Леонид Радзиховский уверен, что это случится в будущем. И тут Кремль настроен радикально – постарается «свалить» политиков, которые «сидят в телевизоре» с момента краха СССР, а для этого инициирует процесс создания новых партий. «Эти головы, которые много лет говорят одно и то же, всем осточертели. Но не все завязано на администрацию президента. Они не могут, например, снять Зюганова и Жириновского. К 2016 году, к новым парламентским выборам, Жириновскому будет 70 лет, Зюганову – 72. Они возглавляют свои партии больше 20 лет. Такого даже при советской власти после Сталина не было. Но такие «лидеры оппозиции» просто издевательство», – комментирует политолог. Леонид Радзиховский отметил, что после провала на выборах кандидата от КПРФ Мельникова, человека, который мог бы стать новым лидером партии, Зюганов только укрепил свои позиции. Поэтому Кремль предпочел бы, чтобы на место КПРФ и ЛДПР пришли новые партии, но вопрос в том, будут ли они «выращенными в пробирке домашними животными, которые вне зоопарка боятся и жмутся, или станут независимыми партиями, выращенными снизу».
«У администрации сейчас голова болит об этом. Идти на выборы старым цирком, где главные роли играют «народные артисты СССР» Зюганов и Жириновский, или обновлять партии. А если обновлять, то как? С «Единой Россией» все просто, она управляема, но и тут не все гладко. Во главе ее стоит Дмитрий Медведев, который к ней не имеет никакого отношения – ни человеческого, ни административного. Одним словом, лица надо менять, с другой стороны, как это именно делать, понимания нет», – считает г-н Радзиховский.
Тем не менее, по мнению политолога, после выборов положение Алексея Навального, человека, который без преувеличения может претендовать на звание «нового лица» в политике, неважное. «Он взял огромный кредит народного доверия безо всякого обеспечения, под свои красивые глаза, и теперь кредит надо отдавать. Люди, которые за него голосовали, верили в чудо. Если он опять залезет в свою норку и опять начнет «троллить» власть, рассказывая о том, сколько квартир во Флориде у такого-то депутата, – наступит полное разочарование. Надо что-то делать конкретное. Если ты из Интернета вырос «в реал», развернул плечи, а потом опять вернулся в Интернет, – тебя нет. Наступать легко, отступать трудно», – заключает эксперт.
Политолог Леонид Гозман, комментируя «НИ» итоги выборов, тоже считает, что они ярко демонстрируют крах старой партийной системы и что в ближайшие годы появятся новые серьезные партии. Этот тезис вчера косвенно подтвердила активность Алексея Навального, который собирается зарегистрировать и возглавить «Народный альянс», и даже Эдуарда Лимонова, вновь подающего документы на регистрацию партии «Другая Россия».