Posted 16 сентября 2013, 20:00

Published 16 сентября 2013, 20:00

Modified 8 марта, 04:45

Updated 8 марта, 04:45

Достойный ответ

16 сентября 2013, 20:00
В Аполлоновом зале Зимнего дворца открылась выставка из серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже», представляющая картину Поля Сезанна «Игроки в карты» из коллекции лондонской Галереи Курто. Приезд шедевра постимпрессиониста в Петербург стал достойным ответом Галереи: несколько месяцев назад в Лондоне экспонировалась «Люб

Институт искусств и Галерея, носящие имя своего создателя, текстильного фабриканта и коллекционера произведений искусства Самюэла Курто, были открыты в 1932 году. Вместе с Курто у истоков славного начинания стояли не менее крупные собиратели – дипломат Артур Ли, историк искусств Роберт Уитт, а также художник и влиятельный художественный критик Роджер Фрай. С 1989 года детище Курто располагается в самом центре Лондона, в здании Сомерсет-хауса, где ранее находилась Королевская Академия художеств. Собрание Галереи включает в себя 530 картин и около 20 тыс. рисунков и гравюр. Сезанн представлен десятью работами, в их числе – «Игроки в карты», «Гора Св. Виктории», «Озеро Аннеси» и «Натюрморт с гипсовой статуэткой».

Не существует документальных свидетельств, определяющих отношение (интерес) художника к карточной игре. Наряду с этим в наследии Сезанна есть серия работ, изображающих игроков в карты. Между собою они разнятся количеством участников игры и размерами холста. В качестве натуры выступили крестьяне, работавшие в поместье Жа-де-Буффан, где проходила юность художника и где, объединившись с матерью, он поселился после смерти отца. В связи с этим уместно вспомнить слова Сезанна: «Мой метод – это ненависть к фантастическому образу. Я пишу только правду».

Все варианты «игроков» были созданы Сезанном в первой половине 1890-х годов, то есть относятся к зрелому периоду его творчества. Однако в какой именно последовательности писались картины – неизвестно. Разве что Жоашим Гаске – молодой провансальский поэт, ставший другом художника в преклонные лета, утверждает в своей книге, что «после многих этюдов и набросков он наконец осуществил идею, сильно занимавшую его: в своей светлой кухне на ферме он усадил на простые деревенские стулья вокруг бутылки игроков в карты, крепко сложенных здоровых мужиков, – им прислуживала девочка, она, может быть, олицетворяла его молодость». Девочкой-натурщицей стала Леонтин – дочь садовника Полена Поле из Жа-де-Буффан, вот только присутствует она лишь на полотне, хранящемся ныне в Фонде Барнса в Филадельфии, что позволяет исследователям творчества Сезанна относиться к словам Гаске о некой символичности данного образа с изрядной долей скепсиса. Да и в целом большинство ученых склоняются к тому, что работы меньшего размера, то есть из собраний парижского Музея Орсэ и Галереи Курто, являются последними по времени исполнения.

Игрок справа на «лондонской» картине – папаша Поле, слева – садовник, известный под именем «папаши Александра». Каждый из них не в первый раз оказался героем картин Сезанна. Так, Галерея Курто располагает погрудным портретом «папаши Александра» («Человек с трубкой», 1892–1893), а Эрмитаж – холстом «Курильщик» (1890–1892), для которого позировал Полен Поле.

Подпишитесь