В результате о самом КРОКе распределение призов говорит больше, чем о тенденциях в мировой мультипликации. Довольно литературное, чуть сентиментальное, отчасти назидательное кино с красивым дизайном, которое нравится КРОКовскому жюри, нынче не слишком в тренде. Даже в самих КРОКовских конкурсах таких фильмов не большинство, так что русские участники КРОКа традиционно часто критиковали программу за излишнюю мрачность, холодность, формальность. Как это ни забавно, претензии наших профессиональных зрителей к зарубежной анимации можно обозначить примерно в тех же формулах, что и извечные претензии русского народа к западному миру: души в них маловато, мозги извращенные… в общем, не по-человечески все как-то.
Вряд ли жюри прицельно о том размышляло, но в свете этого извечного конфликта решение о гран-при нынешнего КРОКа выглядит почти политическим. Главный призер – фильм «Дикий» – сделан в Америке, почти два года назад, проехался по многим фестивалям, однако больших наград не снискал и уже собирался кануть в Лету, несмотря на любопытный дизайн и пронзительную историю. Разве кого сейчас заинтересуешь повестью о диком мальчике, подобранном, обогретом, обученном светским манерам и оказавшемся затем в среде своих ровесников, где под аккуратными одеждами и приемлемыми манерами прячется уже цивилизованная дикость. Довольно изящный по форме, с точки зрения содержания фильм построен на общих местах, и та «внутренняя борьба разумного с бессознательным», о которой заявляет режиссер в своем кратком био, так давно и так подробно описана, что даже новому Фрейду трудно было бы что-то к этому добавить. Однако на КРОКе фильм пришелся ко двору – и не только жюри (состоявшее почти полностью из нынешних и бывших наших соотечественников), но и другие русские мастера оценили фильм очень высоко. Почти наверняка, сам того не осознавая, американец Дэниэл Соуса снял фильм отчасти и о попытках России (и бывших советских граждан) интегрироваться в то пространство, которое принято называть «цивилизованным» или «западным» миром.
Этот, хоть и слишком прямолинейный, но все же мрачный, проблемный фильм обрамлен в призовом списке столь любимыми на КРОКе милыми и смешными, трогательными и романтическими короткометражками, изображающими тот лучший мир, который и дОолжно, по мнению многих русских кинематографистов, изображать в кино. Приз имени Александра Татарского достался чудесной, невероятно веселой и яркой детской короткометражке «Моя мама – самолет» (режиссер Юлия Аронова). За «первый профессиональный фильм» жюри наградило швейцарскую историю одного паломничества – «До Сантьяго», герой которой искал религиозных впечатлений, а нашел вполне плотские отношения с прекрасной дамой. Еще один спецприз ушел к «Трамваю» Михаэлы Павлатовой, изображающей эротические грезы водительницы трамвая.
Награды в категориях получили: красивая и задумчивая русско-китайская сказка от Дмитрия Геллера «Я видел, как мыши кота хоронили», фильм Андрея Ушакова с говорящим названием «Мать и сын», получасовой «Морозко», созданный французским режиссером русского происхождения Юрием Черенковым. И, наконец, макабрическая комедия из Швейцарии «Граница». Список дополняет десяток дипломантов и, конечно, выбор профессиональных зрителей, которые после каждой программы оценивают конкурсантов по пятибалльной шкале. Первое место в этом рейтинге занял анимационно-документальный цикл Бастьена Дюбуа «Портреты из путешествий». Такой результат можно назвать уже традиционным, поскольку предыдущий также документальный мультфильм Бастьена Дюбуа несколько лет назад тоже оказался в фаворе КРОКе – он получил тогда одновременно гран-при и первое место в зрительском рейтинге. А чуть не дотянулась до приза зрительских симпатий итальянская комическая миниатюра «Потаенная слеза» Карло Вогеле, с живой рыбой в главной роли, пронзительно исполняющей свой предсмертный реквием.
Конечно, сегодня западные фестивали ценят более острое и странное кино, чем избранное КРОКовским жюри и зрителями, однако КРОК остается верен себе, и в этом есть свое очарование. В конце концов, представление о том, что фильмы нужно делать для обычных людей, а не для эстетов и кинокритиков, никогда не устареет, а значит, и для КРОКовских вкусов всегда найдется немало сочувствующих.