Тон задал юбилейный фильм о КРОКе режиссера Ирины Марголиной. Наполненный не столько фактами, сколько впечатлениями, он был искусно скроен из хроникальных кадров разных лет, мультподелок детской КРОКовской мастерской, взрослых мультфильмов, заставок, небольших зарисовок веселых КРОКовских будней. Здесь на экране все завсегдатаи фестиваля выглядели молодыми и веселыми. Живой еще Александр Татарский напористо говорил в камеру о том, что КРОК дает ему заряд на несколько месяцев: приезжаешь после него в Москву и хочется работать, работать. Деятельный Эдуард Назаров казался буквально источником оптимизма.
Самого же Назарова в зале тоже не было. После перенесенной ампутации ноги Эдуард Васильевич, хоть и продолжает работать дома, но на публике не появляется. И на открытии КРОКа его отсутствие было особенно заметно и болезненно, поскольку Назаров – не только любимый режиссер, учитель и художественный наставник многих молодых художников, он еще и президент КРОКа. Один из трех великолепных президентов, создающих неповторимый облик этого фестиваля.
После фильма Марголиной ведущий церемонии Вадим Жук пригласил выступить второго президента – Юрия Норштейна. Тот подошел к микрофону, достал мобильный телефон: «Я сейчас попробую позвонить Эдику. Если получится, потому что телефон мой – времен Крымской войны». Зал замер, а потом разразился бурными аплодисментами и приветственными криками, когда отозвался для публики не слышимый (громкой связи не было) Назаров. «Слышишь? – переспросил Норштейн. – Это тебя приветствуют!» Аплодисменты повторились. «Что? Не слышишь? Ну, такой у меня телефон»… Норштейну ничего не оставалось, как положить трубку и передать всем назаровский привет. Вот и весь телемост, по завершении которого Норштейн прочитал стихотворение Бернса – «С тобой мы выпьем, старина, За счастье прежних дней» и уступил место третьему КРОКовскому президенту Давиду Черкасскому.
Церемония продолжалась, но уже невозможно было отделаться от размышлений о специфическом характере КРОКа, ибо этот плавучий фестиваль все больше становится похож на хрупкий островок, где спасаются от океана современной жизни наши художники-аниматоры. Здесь хранятся ценности, разжигается из последних сил искорка уходящих традиций и пестуется творчество в том смысле, в котором могли бы употребить это слово Норштейн, Черкасский, Назаров.
Невозможно было не думать и о том, что КРОКу все сложнее оставаться на плаву. Его директор Ирина Капличная ежегодно совершает огромные человеческие и профессиональные подвиги в поисках финансирования. Аренда корабля, работа селекции, сбор фильмов, переводчики, субтитры, организация приезда многочисленных участников – все это выливается в круглую сумму. По замыслу фестиваль имеет совместное российско-украинское финансирование и проходит попеременно то в России, то на Украине. По факту оба государства не слишком-то щедры в отношении КРОКа. Несмотря на инфляцию, выдаваемые Россией и Украиной суммы не увеличиваются, а порой даже уменьшаются. Усложняются также и бюрократические процедуры, прибавляя работы крошечной КРОКовской команде. И все чаще кажется, что прекрати фестиваль работать, наши братские славянские государства даже не заметят, ибо что им за дело до художников с их искрами и творческими нуждами. Много у них фестивалей, и КРОК – лишь строчка в ежегодном отчете: столько-то потратили денег и получили за них такое-то количество экранных минут, человекомест и печатных знаков в прессе…
Все эти безрадостные размышления, возникавшие на открытии КРОКа, разумеется, никак не мешали цремонии продолжаться. На импровизированной сцене член нынешнего жюри венгерский аниматор Ференц Цако показывал свое фантастическое песочное шоу: рисовал песком прямо под камерой. Проводя пальцами линии по присыпанному песком стеклу, Цако за пару секунд создавал образ человека с камерой, а уже в следующее мгновение, меняя всего несколько штрихов, изображал там же забавного зверька, всадника или девушку с пышными локонами, затем корабль с ликующими пассажирами и надписью КРОК 2013.
И легкие песочные фигуры Цако сами собой вписывались в размышления о судьбе фестиваля и наших художников-аниматоров. Мир авторской анимации разрушить так же легко, как картинки Ференца Цако: достаточно небольшого сквозняка – и от стройного образа останется лишь кучка песка. И тогда уже будет не повторить этого волшебного обаяния. Увы, в правительствах этого не понимают, и остается только мечтать о том идеальном мире, где чиновники относились бы с трепетом и к искусству, и к мероприятиям, его чествующим, таким, как КРОК.