Posted 20 августа 2013, 20:00
Published 20 августа 2013, 20:00
Modified 8 марта, 04:59
Updated 8 марта, 04:59
Подсчитано, что 40% нефтепродуктов, закупаемых страной, потребляют автомобили. Если их перевести с бензина и дизтоплива на электричество, директива парламента будет, можно сказать, выполнена. «Хотя развитие в области аккумуляторных батарей идет быстрыми темпами, в ближайшей перспективе на них смогут ездить только легковушки, – говорит Андерс Берндтссон. – Для грузовиков такое решение невозможно: батареи будут слишком тяжелыми. Грузовой колесный транспорт реально перевести на электрическую тягу, если ток подавать прямо на шоссе».
Правительство выделило дорожному ведомству 100 млн. крон (около 14 млн. евро) на выбор одной из трех возможных альтернатив: прокладывание на шоссе рельсов под током; встраивание под дорожное покрытие электрокабелей, с тем чтобы машины двигались с помощью электромагнитного поля; или оборудование автотрасс подвесными проводами. В проекте участвуют два шведских производителя грузовиков – Volvo и Scania, исследовательские отделы которых оптимистично смотрят на грядущую «электрическую революцию». «Вместо тяжелых двигателей внутреннего сгорания и запаса горючего к ним трейлеры смогут брать больше полезного груза. Машины будут снабжены небольшими дизелями, играющими вспомогательную роль. Большую часть пути они будут проходить, подключившись к дорожной электросети», – рассуждает директор по развитию гибридных моторов концерна Scania Нильс-Гуннар Вогстедт.
По мнению известного шведского изобретателя Гуннара Асплунда, участвующего в конкурсе на лучшее решение перевода тяжелого колесного автотранспорта на электрическую тягу, наиболее перспективны рельсы. «Трамвайные провода» трудно приспособить для машин, встроенные кабели, создающие магнитное поле, слишком дороги, а вот рельсы – в самый раз. Тесты показали, что они работают в любую погоду – и зимой, и летом. Сенсоры машин будут «чувствовать» наличие тока в рельсах, и тогда будет происходить автоматическое подключение грузовиков и легковушек к сети. Мы уже провели многообещающие испытания на тестовой двухсотметровой трассе под Стокгольмом», – сообщил Expressen Гуннар Асплунд. По планам дорожного ведомства в конце следующего года будет построена удлиненная испытательная полоса протяженностью в несколько километров, а масштабная модернизация шведской дорожной сети начнется через пять лет.
Инженерное издание Ny Teknik сообщает, что электрификация шведских автотрасс станет более дешевой альтернативой развитию железных дорог в стране. Бывшие руководители железнодорожного и дорожного ведомств Бу Бюлунд и Ингемар Скуго выступили с совместным заявлением, подтверждающим выводы Ny Teknik. По их подсчетам, электрификация существующих дорог в обоих направлениях обойдется казне в 10–15% стоимости строительства новых авто- или железнодорожных трасс на тех же участках. Наиболее приоритетным, по их мнению, является электрификация дорог на севере страны, в районах добычи полезных ископаемых. Первоначально шведское правительство планировало строить несколько новых железных дорог на севере для вывоза по ним железной руды в норвежский атлантический порт Нарвик. Теперь эти планы пересматриваются в пользу электрификации существующих автомобильных шоссе. Следует отметить, что электричество в Швеции – одно из самых дешевых в Европе. Этому способствуют как обширная сеть гидроэлектростанций, так и увеличение мощности АЭС. Швеция отказалась от принятых в 80-е годы планов свертывания атомной энергетики. Новые АЭС в стране не возводятся, а уже действующие проходят обширную модернизацию.