Posted 19 августа 2013, 20:00
Published 19 августа 2013, 20:00
Modified 8 марта, 04:41
Updated 8 марта, 04:41
Гастроли в Лондоне – это высшая степень испытаний для любого театра. В случае с только что завершившимися гастролями Большого испытание грозило скандалом, ведь при подготовке тура с театром случилось все, что не должно случаться. Каждое событие по отдельности перечеркивало надежды оптимистов, а случилось их несколько. В январе выпал из процесса художественный руководитель балета Сергей Филин, которому плеснули в лицо кислотой. В том же месяце стало известно, что к нападению причастен как минимум один артист труппы: пятно на репутации театра поставило под сомнение и долгие гастроли в Лондоне, и ближайший тур в Австралию. Дальше театр тихо булькал, как долго кипящий бульон, и, наконец, варево выплеснулось: за неполный месяц до начала гастролей в Большом провели смену власти. Зачем нашему беспредельно чуткому к нуждам театра правительству нужно было менять гендиректора ГАБТа именно сейчас, я не понимаю. Не иначе, саботаж. Или неистребимая национальная любовь к созданию лишних трудностей: давайте-ка рубанем, подбавим страстей, а там посмотрим, что выйдет. А ведь и обыкновенная логика, и здравый смысл диктовали ждать кадровых перемен в августе. В конце концов перемены в августе – это уже новая российская привычка. И Большой ее аккуратно поддерживал: в августе лишали кресла художественного руководителя Владимира Васильева и музыкального руководителя Леонида Десятникова. Сейчас власти не дотерпели, поставив под сомнение лондонские продажи билетов. Учитывая, что гастроли предстояли трехнедельные и пафосно приуроченные к 50-летней годовщине первого тура Большого балета на сцене Королевской оперы под покровительством импресарио Лилиан и Виктора Хокхаузер, даже скептики посочувствовали Большому.
Но на этапе подготовки неприятности не закончились. Получила травму ведущая балерина театра Мария Александрова, и театр был вынужден срочно перекраивать составы спектаклей. Но афиша осталась прежней. На сцене Королевского театра «Ковент-Гарден» показали классику («Лебединое озеро», недавно обновленные «Баядерку» и «Спящую красавицу»), неоклассику («Драгоценности» Баланчина в новом неудачном московском оформлении) и поставленный по мотивам советского хита «Пламя Парижа», объединивший победную хореографию советских тридцатых и современную стилизацию Алексея Ратманского. В общем, у английской балетной критики получилось жаркое лето – при таком сомнительном прологе отзывы посыпались сразу.
Смешно вспоминать, что раньше Большой театр отчитывался репликами англоязычной прессы самого комплиментарного толка. Сейчас рецензии прочтет в Интернете любой любопытный, так что и театр вынужден давать почти полные и почти точные переводы. Само собой, не все оценки хвалебны. Но картина по итогам гастролей выглядит в разы лучше, чем можно было предполагать.
Обычно объективная лондонская критика щедро раздает «звездочки» – кому четыре, а кому и пять. Отзываются «Таймс», «Телеграф», «Файнэншл таймс», «Гардиан», «Дэйли мэйл». Молодое поколение Большого подробно хвалят, признанных звезд хвалят тем более, в Одетте Светланы Захаровой таки обнаружена страстно жаждущая освобождения сама душа, а в Никии Ольги Смирновой – лунный отсвет. Обласкан кордебалет, который на самом-то деле и есть первый показатель состояния труппы. Вообще в мастерстве артистов критики разглядели невероятную исполнительскую мощь Большого. Но гораздо интереснее ругают. Вопреки устойчивым российским стереотипам про нашу лучшую в мире классику достается много шишек «нашему всему» «Лебединому озеру» и прочему наследию XIX века в топорной редакции Юрия Григоровича с его «серьезным ущербом деликатной структуре этих балетов» и «угнетающими моментами». Никаких оголтелостей в оценках нет, ругают предметно, конкретно, тщательно объясняя. Дорогого стоит заметка, что оркестр Большого поперек волшебной сути сказки «исправно гремел музыкой Чайковского». И очень хочется, как миссис Хадсон, бесконечно цитировать «Таймс»: «Большой поступил по-большевистски: русские оставили за спиной все свои проблемы ради классики в свинцово-тягостной редакции». Общее же резюме гастролей мало чем отличается от геополитических и экономических раскладов нашей родины. Большой театр силен артистами (читать – природными ресурсами) и уязвим в репертуаре (читать – в технологиях). Мы об этом и сами знали. Теперь в этом лишний раз убедился Лондон.
Автор – музыкальный обозреватель «НИ»