Posted 18 августа 2013, 20:00

Published 18 августа 2013, 20:00

Modified 8 марта 2024, 02:15

Updated 8 марта 2024, 02:15

Поставили на счетчик

18 августа 2013, 20:00
Сюжет
Деньги
С 1 августа в столице поднялись тарифы на услуги ЖКХ, месяцем ранее – 1 июля – это же событие произошло на остальной территории России. Несмотря на то что еще в феврале президент Владимир Путин довольно эмоционально потребовал, чтобы ЖКХ дорожало вровень с инфляцией, то есть не более чем на 6% в год, официальный рост т

Во всех регионах страны, за исключением Москвы, тарифы ЖКХ выросли с 1 июля. В столице цены поднялись с 1 августа, хотя многие собственники жилья заплатили «по-новому» уже в середине лета – августовские квитанции пришли раньше времени. В феврале президент Владимир Путин заявил, что в 2013 году рост тарифов по стране не должен превысить 6%, то есть запланированной инфляции. Тем не менее большинство регионов подняли расценки на 12%. Именно такова максимальная планка, установленная Федеральной службой по тарифам. Откуда она взялась?

Как объяснил «Новым Известиям» замдиректора некоммерческого партнерства «ЖКХ-Контроль» Александр Козлов, являющийся одновременно экспертом Общественной палаты, такое увеличение тарифов произошло из-за того, что первые полгода в России платили по прежним расценкам. В результате среднегодовое повышение (во всяком случае, по официальной версии) оказалось на том уровне, о котором говорил президент. Такое объяснение, конечно же, является лукавством, замечает управляющий партнер консалтинговой компании Иван Андриевский. Если тарифы в 2013 году поднялись на 12% по сравнению с 2012-м, то 6% из этого никак не получится. Тем более что и 12% коммунальщики ограничиваются далеко не везде. Так, в Общественную палату, где уже две недели работает горячая линия по вопросам ЖКХ, поступают звонки возмущенных граждан, сообщающих, что в ряде регионов «платежки» увеличились на 15%. Аналогичные сообщения поступают и в Генпрокуратуру. Согласно пятничному сообщению ведомства, начиная с 1 июля рост платы выше установленного размера зафиксирован на территории Республики Коми и Вологодской области – более 20%, республик Карелия, Хакасия, Брянской, Калужской, Омской областей – от 15 до 20% и других субъектов РФ.

Специалисты-общественники собирают такие претензии и направляют их в региональные энергетические комиссии или губернаторам. В ответ приходят разъяснения, по какой причине поднялся тот или иной тариф. Ведь если повышение значительное, то оно должно быть согласовано с федеральным центром, напоминает эксперт проекта «Общественная дума» Алексей Борисов.

Но жалобы жалобами, а людям нужен действенный контроль за жилищно-коммунальной сферой. Советник председателя президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Алексей Онищенко предлагает установить такой контроль, задействовав ТСЖ. «Например, создать контролирующую организацию, находящуюся в структуре администрации муниципального образования, наделенную полномочиями отслеживания движения денежных средств, которые поступают на счета управляющих компаний и ТСЖ, а также имеющую доступ к внутренним договорам и договорам подряда со сторонними организациями. Таким образом можно избежать мошенничества со стороны управляющих компаний», – поясняет «НИ» эксперт.

Идея создания общественных инспекций в ЖКХ выглядит здравой, соглашается представитель Движения гражданских инициатив Владимир Соловейчик. «Всем известно нашумевшее еще в декабре прошлого года «трубное дело», связанное с разоблачением махинаций в сфере ЖКХ в Санкт-Петербурге, – напоминает эксперт, – когда вместо новых водопроводных труб или труб для теплоцентралей покупали старые газовые. Внешне при одинаковом диаметре они различаются толщиной изоляции, но мошенники-коммерсанты ее меняли.

При реализации подобных схем несет потери бюджет, не может развиваться отечественная промышленность, страдают граждане, ставшие жертвами массовых отключений от тепла и горячей воды в отопительный период. Если бы в момент укладки новых труб на месте работ были общественные инспектора, те же председатели правлений ТСЖ или ЖСК окрестных домов, а вместе с ними – муниципальные депутаты, депутаты региональных представительных органов, таких скандалов, как питерское «трубное дело», вполне можно было бы избежать». В подобном случае народный контроль сочетался бы с контролем парламентским и муниципальным, что было бы вдвойне эффективно, уверен г-н Соловейчик.

Кроме того, общественный надзор должен предотвратить завышение расценок на услуги ЖКХ. В Общественной палате предлагают три варианта, как это можно сделать. Первый механизм, который предусмотрен Жилищным кодексом, – это надзор со стороны советов многоквартирных домов, прообразом которых в советское время были домовые комитеты (домкомы). «Советы имеют право запрашивать документы, связанные с формированием тарифов, – поясняет Александр Козлов из ОП. – Потому что часто бывает непонятно, откуда берется та или иная цифра в квитанции. Кроме того, в момент снятия показателей с общедомовых приборов учета могут происходить злоупотребления. Ведь можно снять одну цифру, а при расчете использовать другую. Важно, чтобы в этой процедуре участвовали представители собственников».

Второй вариант связан с работой федерального центра контроля в сфере ЖКХ и его региональных подразделений. Они уже существуют не менее чем в 50 субъектах страны на базе местных общественных палат или аналогичных объединений. Но главное, на что делает ставку замдиректора «ЖКХ-Контроля», – это создание советов потребителей при Федеральной службе по тарифам и региональным энергетическим комиссиям.

«Их задачей станет «пропускать» через себя инвестиционные программы, которые защищаются при формировании того или иного тарифа на коммунальную услугу, – говорит собеседник «НИ». – Чтобы не получилось так, что тариф автоматически поднялся на максимально допустимую величину, а никто не может сказать, действительно ли такое повышение нужно. У советов потребителей будет возможность делать независимую экспертизу инвестпрограмм. Этот механизм в настоящее время прорабатывается. Со следующего года, думаю, будут внесены соответствующие изменения в законодательство. Уже при формировании тарифов на 2014 год мнение советов будет учитываться».

В свою очередь ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев указывает на то, что на практике подобные советы создаются путем волевого распоряжения сверху и туда входят не только потребители, но и представители управляющих компаний, ресурсопоставляющих организаций, чиновники и депутаты. «То есть говорить, что подобные объединения возникают по инициативе снизу, не приходится, – с грустью констатирует эксперт. – Такой совет можно называть координационным, но не общественным. Принципиальные люди туда не попадут. Там будут сидеть только те, кто удобен власти. Контроль за правильностью начисления платежей в доме возможен только со стороны собственников этого дома. Ждать, что кто-нибудь придет и все «разрулит», – бессмысленно».

По словам г-на Гордеева, в нашей стране имеются отдельные случаи создания реальных, а не бутафорских организаций, осуществляющих контроль за сферой ЖКХ, – это ассоциации собственников жилья. Правда, такие объединения сегодня имеются даже не во всех столицах регионов. Кроме того, в подобных организациях наблюдается дефицит профессионалов, людей, способных разобраться в юридических тонкостях. Поэтому собственники жилья не всегда имеют возможность отстоять свои права, даже если очень хотят этого.

«На сегодняшний день многие граждане судятся с управляющими компаниями, – говорит генеральный директор компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков. – К сожалению, правовая безграмотность граждан часто идет на руку управляющим компаниям. При этом во многих случаях размер спора не позволяет гражданам привлекать грамотных и достаточно дорогих юристов, поэтому слишком часто граждане обращаются с неправильными требованиями, проигрывают, и все остается как есть».

Раньше в районных судах Московского региона существовала практика, когда районные суды не хотели взыскивать с граждан платежи за содержание жилья и коммунальные расходы в размере большем, чем установлено правительством Москвы или Российской Федерации, вспоминает юрист. Но сегодня суды взыскивают расходы на содержание жилья и коммунальные платежи в размере и порядке, установленном собранием собственников жилья. При этом нередко управляющие компании устанавливают размеры платежей самовольно. В таких случаях наилучшим вариантом является обращение в прокуратуру, полагает г-н Зуйков.

А вот к перспективе замораживания тарифов ЖКХ, о которой часто поговаривают власти, эксперты «НИ» отнеслись по-разному. По мнению г-на Гордеева, даже устанавливать верхнюю планку для роста коммунальных цен неправильно. «Представьте: вы директор теплоснабжающего предприятия где-нибудь в Магаданской области. У вас два месяца – лето, остальное время – зима. И разбитые сети. Помощи из бюджета никакой, а вам говорят: тарифы могут вырасти максимум на 6%. А этого не хватит, чтобы сделать ремонт. Аварии будут постоянно. Поэтому кому-то нужно поднимать тарифы на 2%, а кому-то – и на 20%. Возникает вопрос – как же в этом случае люди будут платить такое повышение? Но для этого существуют адресные субсидии, которые в России неразвиты – в прошлом году только 10% населения воспользовались такой возможностью. Хотя программа субсидирования у нас довольно льготная», – рассказывает г-н Гордеев.

Алексей Онищенко из Ассоциации молодых предпринимателей считает, что заморозка цен может и никак не сказаться на коммунальном хозяйстве, так как за услуги ЖКХ граждане платят в любом случае много, а делается, к сожалению, несоизмеримо меньше. В свою очередь г-н Андриевский считает, что эта мера вообще практически неосуществима. Для того чтобы заморозить тарифы, нужно в корне поменять всю систему ЖКХ, которая включает в себя как экономические, так и юридические факторы, считает он. В противном случае замораживание тарифов приведет к краху ЖКХ.

«Дело в том, что в случае замораживания тарифов организации коммунального хозяйства лишатся возможности покрывать свои растущие расходы за счет тарифов, при этом оптимизировать свои расходы они тоже не смогут, – аргументирует специалист. – Оптимизация расходов нашего коммунального хозяйства может быть достигнута только путем полной модернизации производства, на что, по расчетам Госстроя, понадобится более 10 триллионов рублей. Кто покроет такие издержки? У самих предприятий ЖКХ таких средств нет. Частный бизнес в такую сомнительную сферу вряд ли пойдет. У государства при прогнозируемом дефиците бюджета только на этот год в размере 521 миллиарда рублей дополнительных средств тоже не найдется».

Наше коммунальное хозяйство фактически разваливается уже не один десяток лет, поэтому любые манипуляции с ним нуждаются в тщательном изучении и огромных капиталовложениях, резюмирует Иван Андриевский.

Однако представитель Движения гражданских инициатив Владимир Соловейчик считает, что в условиях реального общественного контроля за положением дел в сфере ЖКХ «заморозка» была бы полезной, учитывая снижение реальных доходов граждан за последний год вследствие роста инфляции и экономического кризиса. «Заморозка тарифов в сфере даже на короткий срок, например на год, заставила бы управляющие компании и чиновников, отвечающих за состояние дел в сфере ЖКХ, не на словах, а на деле снизить издержки, оптимизировать экономику своих структур, сократить непроизводительные расходы и потери», – заключает он.

Подпишитесь