– Пиратская партия Швеции является старейшей и наиболее успешной партией в мире, борющейся за снятие каких-либо ограничений распространения информации через Интернет. Как вы думаете, почему пиратское движение зародилось именно в Швеции и там же получило наибольшую поддержку?
– Дело в том, что интернет-сообщество Швеции является одним из наиболее активных в мире, а рынок сетевых услуг в нашей стране чрезвычайно развит. Так что вопрос об авторских правах и пиратстве стоит в нашей стране наиболее остро. Идея Пиратской партии родилась сама собой, так как многие осознавали несовершенство законодательства в этой сфере. Наша партия действительно является старейшей в своем роде, но это не мешает ей быть молодой – она была основана только в 2006 году, и нам еще предстоит много работы.
– Я думаю, многим в России будет интересно узнать, чем же занимается ваша партия. Ставите ли вы перед собой реальные политические цели, боретесь ли за власть в стране или просто хотите, чтобы голос интернет-сообщества был услышан на правительственном уровне?
– Мы прекрасно осознаем, что, чтобы быть услышанными, нам нужно иметь представительство во власти, и мы его имеем. Наши депутаты представляют интересы интернет-сообщества в шведских законодательных органах, а также в Европарламенте, чем мы очень гордимся. Пожалуй, самое главное наше достижение заключается в том, что мы смогли привлечь внимание общественности к тем проблемам, которые считаем чрезвычайно важными. Мы вынесли на публичное обсуждение вопросы пиратства, свободы информации и авторских прав в Интернете, и теперь многие знаменитые шведские политики уделяют этой теме много внимания.
– А сотрудничаете ли вы с зарубежными пиратскими партиями, например с российской?
– Разумеется! У нас очень много контактов с нашими единомышленниками по всему миру. Пиратское движение на самом деле не привязано к какой-либо национальности. Существует Международная пиратская партия, деятельность которой мы считаем очень важной, так как пиратские организации по всему миру еще очень молоды и нам очень важно поддерживать контакты и держаться вместе. Насколько я помню, в данный момент существует около 70 пиратских партий по всему миру.
– 1 августа в России вступил в силу так называемый «антипиратский» закон, позволяющий правообладателям удалять нелегальный контент из Интернета и даже блокировать сайты. Считаете ли вы такие меры адекватными? Как бы на них отреагировало пиратское сообщество в Швеции?
– Я думаю, что подобные ограничения несут в себе определенный риск. Разумеется, правообладатели должны быть защищены законом, но блокировка контента и даже целых интернет-ресурсов является чрезвычайно серьезным шагом, из-за которого могут пострадать и пользователи, и владельцы сайтов. Обвинения в нарушении авторских прав могут стать инструментом политики или конкуренции, и получится, что многие сайты будут закрыты по чьей-то прихоти. Я абсолютно убеждена, что борьба с пиратством бессмысленна. Она не приведет ни к чему, кроме изобретения новых способов обойти тот или иной закон, в то время как сотрудничество с пиратским сообществом уже доказало свою эффективность. Многие члены нашей партии сотрудничают с пиратскими ресурсами и помогают им становиться лучше, не нарушая при этом законов Швеции.
– В России петиция о пересмотре «антипиратского» закона уже набрала 100 тысяч голосов и теперь будет подана в Госдуму. Как вы думаете, есть ли у российских пиратов шанс? Может, у вас есть какие-то напутствия для ваших российских «однопартийцев»?
– Я думаю, что, если российские пираты не оставят своих попыток, они будут услышаны. Так было с Пиратской партией Швеции, и я уверена, что в России все тоже получится. Существует множество проблем касательно свободы распространения и пользования информацией в Интернете. Эти проблемы должны быть решены на самом высоком уровне, и Пиратской партии России предстоит добиваться этого в ближайшее время.