Posted 14 августа 2013, 20:00

Published 14 августа 2013, 20:00

Modified 8 марта 2024, 02:15

Updated 8 марта 2024, 02:15

Воздушная тревога

14 августа 2013, 20:00
Вчера Росавиация выпустила сообщение, в котором призвала граждан сообщать о фактах незаконного использования воздушных судов авиации общего назначения – то есть самолетов или вертолетов, предназначенных для частного использования. Речь в первую очередь идет о летчиках, которые катают пассажиров за деньги, хотя их транс

На прошлой неделе в Иркутской области произошло крушение вертолета Robinson R-44. Судно, находившееся в лизинге у компании «Витим-Лес», следовало из города Киренска (куда на нем был доставлен нуждавшийся в медицинской помощи работник предприятия) в поселок Давыдово, где располагается производственная база компании. На борту вертолета находились два человека – пилот Артур Ассадулин и пассажир Василий Зазульчак, гражданин Украины. Оба они погибли. В качестве основных причин произошедшего следствием рассматриваются неблагоприятные погодные условия и ошибка пилотирования. «В условиях плохой видимости вертолет врезался в сопку, вследствие чего получил значительные повреждения», – сообщили в Следственном комитете.

Подобные случаи стали настолько распространены, что авиационные власти решили провести по этому поводу для граждан ликбез. Как объяснили «Новым Известиям» в Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиации), в настоящее время в России существуют три основных вида авиации: общего назначения, коммерческая (авиакомпании) и государственная (например, лесоохрана). Самолеты и вертолеты, относящиеся к первой категории, можно использовать только в личных целях. Катать пассажиров на них в принципе можно, но только на безвозмездной основе. Если же владелец судна, относящегося к авиации общего назначения, использует его для коммерческих целей, то он «грубо и сознательно нарушает требования Воздушного кодекса».

Соглашаясь прокатиться на частном самолете, стоит помнить, что его владелец не несет ответственности за жизнь и здоровье пассажира.

Для того чтобы привлечь нарушителя к ответу, следует сообщить в Росавиацию бортовой номер его воздушного судна. Он состоит из букв «RA», четырех-пяти цифр и буквы «G» или «А», которые наносятся на видном месте (как правило, на борт фюзеляжа или крыло). Правда, некоторые пилоты летают вообще без всяких регистрационных знаков, сообщили «НИ» в агентстве. Причем подобные случаи в последнее время участились. Федеральное агентство напоминает, что граждане вправе потребовать от пилота показать права, свидетельство о госрегистрации гражданского воздушного судна и сертификат летной годности, выданные исключительно Росавиацией. При этом важно, чтобы срок действия документов не истек. При малейших сомнениях в безопасности предстоящего полета лучше от него отказаться, советует ведомство.

Сегодня авиапарк общего назначения насчитывает более 2 тыс. самолетов и вертолетов, сообщил «НИ» помощник гендиректора Государственной корпорации по организации воздушного движения в РФ Андрей Прянишников. При этом 1542 воздушных судна принадлежат частным лицам.

О том, чем чревато пользование услугами индивидуальных авиаторов, «НИ» рассказал советник руководителя Росавиации Сергей Извольский. Дело в том, что, прибегая к услугам авиакомпании, потребитель заключает договор о перевозке, который автоматически подразумевает страховку. «Если же вам предлагают покататься на маленьком самолете за 8–10 тысяч рублей, то никакой страховки у вас не будет, – предупредил г-н Извольский. – И даже билета никакого не предоставят. В случае аварии пассажир или его родственники не смогут добиться компенсации». Ведь на владельцев частных авиалайнеров не распространяются требования статьи 117 Воздушного кодекса, определяющей ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира.

Кроме того, велик риск, что частник вообще не умеет толком управлять воздушным судном, продолжает чиновник. Не исключено, что летному делу он научился с помощью компьютерных авиасимуляторов. В Росавиации отмечают, что с 2006 года, когда начался интенсивный рост числа полетов воздушных судов, принадлежащих частным лицам, в авиационных происшествиях с самолетами авиации общего назначения погиб 51 пассажир, а 23 человека получили травмы различной степени тяжести.

«Новые Известия» ознакомились с последней сводкой Росавиации по подобным происшествиям. Чтение, что и говорить, печальное. Бросается в глаза, что люди довольно часто разбиваются на незарегистрированных мотодельтапланах. При этом и пилоты, и пассажиры нередко оказываются в нетрезвом состоянии.

Любое коммерческое использование «общей» авиации – это незаконное предпринимательство, указывает глава аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Росавиация, естественно, обращает внимание на то, что достаточно большое количество авиационных происшествий происходит в ходе выполнения подобного рода полетов, что, разумеется, является для агентства чрезвычайно важным негативным фактором», – говорит он.

В свою очередь глава аналитического агентства Infomost Борис Рыбак считает, что на подобные нарушения летчиков часто толкает как раз излишняя зарегулированность малой авиации. «Я крайне негативно отношусь к регуляторам. Они настолько зажали всю легкую авиацию, что не вздохнуть. Но ведь люди летали и будут летать. И вместо того, чтобы облегчить им жизнь, власти создали ситуацию, при которой частнику невозможно получить разрешение. К нему предъявляются требования, как к коммерческой авиакомпании», – возмущается в беседе с «НИ» эксперт.

По словам г-на Рыбака, бюрократические препоны привели к тому, что в России крайне мало частных владельцев воздушных судов – около 2 тысяч. При том что в США лицензию частного пилота имеют полмиллиона граждан. «Это позор страны. В нашей авиационной стране массовая авиация стала экзотикой», – заключает наш собеседник.

Подпишитесь