С одной стороны, вроде бы все ясно как день: если люди снимают хороший популярный мультфильм, то их работа должна хорошо оплачиваться. В теории предполагается, что чем больше людей посмотрят мультик, тем больше денег получат его создатели. А мультик могут посмотреть очень много людей, поскольку в формате «хоум-видео» анимация живет долго: те же «Микки-маусы», «Белоснежка и семь гномов», «Пиноккио» зарабатывают деньги уже больше 70 лет. Но это в законопослушной Америке. В России же процветанию нашей индустриальной анимации мешают пираты: по некоторым данным, до 80–90% видео у нас приобретается нелегальным образом, тогда как студии-производители «проворачиваются» с трудом. Продюсер «Смешариков» Илья Попов говорит, что на данный момент за счет продаж видео один эпизод сериала окупался бы примерно лет десять. Так что сериальные продюсеры используют иную схему: размещают эпизоды в открытом доступе на Youtube (с рекламой) и используют мультфильмы не как источник прибыли, а скорее как инструмент продвижения сопутствующих и лицензированных товаров (игрушек и прочих йогуртов), которые и приносят в итоге основной доход.
Еще хуже дело обстоит с советскими мультфильмами. Из-за пиратства они зарабатывают намного меньше, чем могли бы, поэтому их авторы получают смехотворные отчисления и живут не лучше рядовых российских пенсионеров, несмотря на то что результатом их труда и таланта уже много лет пользуются миллионы наших соотечественников.
Так, Юрий Норштейн совсем недавно в очередной раз жаловался на неправомерное использование всеми, кому не лень, «Ежика в тумане». Считая, что их с Франческой Ярбусовой (женой и соавтором) уже много лет обворовывают, Юрий Борисович недавно заявил СМИ о намерении запатентовать «Ежика». Надо сказать, что данный процесс потребует от автора не только сил (сделать такой патент долго и трудоемко), но и дополнительных денег (чуть ли не миллион рублей). И еще большой вопрос, окупятся ли эти усилия.
Посмотреть на все это – и сомнений в аморальности пиратства вроде бы не остается. Однако есть и другая сторона вопроса. Взять хотя бы обворованные пиратами российские мультсериалы. Большая их часть делается при существенной господдержке, а режиссеры с художниками работают за зарплату, в основном не получая процентов (такова международная практика анимационно-сериального производства), так что все прибыли достаются продюсерам, зачастую даже не вкладывающим «начального капитала» в это производство. Можно ли обвинять в воровстве пиратов, которые возвращают обществу видео, созданное на народные деньги, и мешают обогащаться бизнесменам в сфере культуры?
Нередко получается так, что «авторские» законы защищают вовсе не авторов и даже не инвесторов, а именно арт-менеджеров (продюсеров). Особенно это заметно в российской авторской анимации, где продюсеры обычно не вкладывают в фильм ни денег, ни творческих усилий, ограничивая свои функции администрированием, а иногда и вовсе – фаундрайзингом (в переводе на русский – подачей заявки в Минкульт). В награду же за этот труд руководители студий получают не только гонорар (иногда довольно большой), но и права на фильм. И этой последней собственностью продюсеры распоряжаются не всегда щедро. Недавно, например, в анимационном сообществе возникла идея выложить на единый сайт в открытом доступе все постсоветские мультфильмы. Этот ресурс не только вернул бы россиянам анимацию, созданную на народные деньги, но и мог бы сделать лучших наших художников если не богатыми, то хотя бы знаменитыми. Идею поддерживали большинство авторов, но не продюсеры. Несмотря на то что авторские короткометражки прибыли почти не приносят, продюсеры-правообладатели все равно отказались отдавать кино бесплатно.
И это еще не все. Иногда странная ситуация с правами приводит к парадоксу, когда автор фильма сам становится «пиратом», незаконно распространяя диски или выкладывая мультфильм в Интернет, чтобы хоть кто-нибудь его увидел. Или, как режиссер Иван Максимов, публично признается в любви к «пиратам», которые занимаются дистрибуцией его фильмов – пусть незаконно, зато продуктивно.
Разумеется, все это не отменяет необходимости законов об авторских правах и не отменяет необходимости их соблюдения. Однако нормы, касающиеся интеллектуальной собственности, возникли сравнительно недавно, а потому, видимо, не вполне еще «обточились», и, кажется, было бы разумнее доводить их до ума, то есть до той стадии, когда они действительно начнут защищать интересы авторов, а не ужесточать контроль за соблюдением несовершенного закона.