Posted 8 августа 2013, 20:00

Published 8 августа 2013, 20:00

Modified 8 марта, 04:46

Updated 8 марта, 04:46

Ниже ватерлинии

8 августа 2013, 20:00
Аудиторы Счетной палаты (СП) РФ провели проверку использования средств, выделяемых государством на поддержку внутреннего водного транспорта. Специалисты пришли к потрясающему выводу: износ речного транспорта в России достигает 83%! Стремительно ветшает как инфраструктура, так и парк судов, представляющий собой в больши

Как отметил аудитор СП Сергей Рябухин, действующие в РФ судоходные гидротехнические сооружения (СГТС), к которым относятся шлюзы, судоподъемники, судоходные плотины, портовые сооружения, эксплуатируются уже 50–70 и более лет. По мнению эксперта, ухудшение технического состояния привело в последние годы к снижению уровня безопасности при их эксплуатации и росту риска возникновения ЧС. Средний возраст речных судов – далеко за пределами 30-летнего срока эксплуатации. При этом в Счетной палате отмечают, что в плане финансирования водного транспорта ситуация с каждым годом улучшается. Объем средств, выделенных на эти цели, вырос в 2012 году по сравнению с 2010 годом с 17,3 млрд. до 26,5 млрд. рублей.

Проблемами речного транспорта государство озаботилось после трагедии с теплоходом «Булгария», который был построен более полувека назад. По мнению экспертов, одной из причин катастрофы, которая произошла в июле 2011 года, мог быть почтенный возраст судна и как следствие износ конструкций. Судя по данным Минтранса, произошедшая трагедия – показатель того, что РФ теряет свой речной флот. Ранее ведомство сообщало, что за последние 20 лет число грузовых транспортных судов в стране сократилось более чем в четыре раза – с 14 100 до 3 189 единиц. А количество пассажирских судов уменьшилось почти в три раза – с 1 700 до 619 единиц.

Напомним, сеть внутренних водных путей России имеет самую большую протяженность в мире и составляет 101,3 тыс. км. Однако используются эти возможности, мягко говоря, неэффективно. В последние 10 лет речной флот фактически выпал из транспортной системы страны, государство потеряло к нему интерес. В России по внутренним водным путям перевозят 1,2% всех объемов грузов. В это же время в США, Канаде, странах ЕС судоходство по внутренним водным путям переживает бум.

Речное судоходство не очень привлекательно для инвесторов, в то время как небольшие компании, которых на этом рынке большинство, не имеют необходимых ресурсов для обновления флота. Длительные сроки окупаемости и высокие процентные ставки по кредитам российских банков в сочетании с краткосрочностью этих кредитов не позволяют отечественным судовладельцам привлекать крупные инвестиции в новое строительство. При этом, как сказал «НИ» эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов, одной лишь постройкой новых судов проблему не решить. «Необходимо развитие инфраструктуры: строительство складов, железнодорожных путей, портов. Сами по себе транспортные компании – в большинстве своем частные и с небольшим капиталом – с такой задачей справиться не в состоянии. Это задача государства», – резюмировал эксперт.

Подпишитесь