Posted 7 августа 2013, 20:00
Published 7 августа 2013, 20:00
Modified 8 марта, 04:47
Updated 8 марта, 04:47
Говорят, что рок-музыканты – люди без тормозов. События последней недели показали, что на самом деле люди без тормозов – это чиновники. После истории с изгнанием группы Bloodhound Gang с черноморского фестиваля «Кубана» этот самый фестиваль стали прессовать массовыми проверками.
Bloodhound Gang накосячили с российским флагом в Одессе: как известно, басист засунул его себе в трусы. Через пару дней разгорелся крупный скандал, группе не дали выступить на сцене «Кубаны», закидали яйцами, устроили полицейскую облаву и еле выпустили из страны (при этом не знали, как поступить более изощренно – то ли насильно выпустить, то ли насильно не выпустить, но ключевое слово тут «насильно»). Активность развернулась нешуточная, поскольку руки чесались давно.
Через пару дней на «Кубану» нагрянули разного рода проверки. Продюсер фестиваля Илья Островский – вообще-то неформальный молодой человек и неплохой менеджер — фестиваль проводит уже в пятый раз, приглашает группы самого высокого уровня. Впервые в России он сумел организовать оупен-эйр, который длится неделю. В нашей стране это дико сложно, к тому же полгода назад местное заксобрание пыталось вообще запретить «Кубану» в рамках борьбы за трезвость. Так вот, после истории с Bloodhound Gang этот модный парень всего за сутки вынужден был превратиться в чиновника, тщательно подбирающего слова и формулировки так, чтобы это выглядело максимально дипломатично. Какой уж тут к чертовой матери рок-н-ролл?
Островский сделал все так, как просила возмутившаяся хулиганским поступком общественность – парней на сцену не выпустил и отправил восвояси. Хотя на самом фестивале, куда люди приехали слушать музыку, а не скандалить, среди музыкантов и журналистов не было такого остервенелого отношения к американской группе: все знают, что рок-хулиганство – неотъемлемая часть процесса. Ну переборщили, переклинило мозг, бес попутал: башни-то на плечах нет особо. Так извинились же дважды!
То, что последовало уже после выдворения Bloodhound Gang, дает примерное представление о том, почему в нашей стране был возможен 1937 год, и о том, почему нельзя зарекаться от его повторения. Сын врага народа, друг врага народа, случайно проходивший мимо врага народа – виновны теперь все. Украинские организаторы концерта в Одессе – потому что должны были «оценить возможные риски». Российские промоутеры – потому что привезли группу на фестиваль. Водители, нанятые «Кубаной» для вывоза артистов, – потому что увезли их с фестиваля. Журналисты – потому что аплодировали группе на брифинге, как всем прочим. Медиамагнаты наперегонки делают заявления об исключении песен Bloodhound Gang из плей-листов радиостанций. Даже если этих песен на этих радиостанциях никогда не было. Словом, все, к чему ни прикоснулась рука дьявола под названием Bloodhound Gang, теперь должно быть зачищено.
Вот на «Кубану» и пришли из Следственного комитета и прокуратуры. Что они там хотят найти, кроме клубов пыли? Тайное общество любителей засовывать госсимволы в штаны? Фанатов группы, которых теперь надо срочно поместить в резервацию на политический карантин как побывавших на оккупированной территории? Островский телеграфирует с фестиваля как из осажденной крепости: «Продюсер (то есть он сам. – «НИ») берет удар на себя, сообщая о ситуации многотысячной толпе, защищает честь своей страны и символов государственности, рискуя получить по башке каким-нибудь кинутым разъяренными фанатами предметом, несет финансовые потери и так далее, а ему... насылают на голову силовые проверки, не дав даже закончить фестиваль. Это вообще как может уложиться в голове? Я в шоке и замешательстве!»
У фестиваля «Кубана» есть подзаголовок – «полуостров свободы». Точнее, был. В этом году о нем можно забыть. В стране, способной повально сойти с ума, свободы быть не может. Как, впрочем, и рок-н-ролла. Рок-н-ролл снова надо запретить, дабы ничего не вышло. Пусть слушают Чайковского. А лучше Прокофьева. Потому что с Чайковским теперь тоже сложно – а ну как пришьют пропаганду гомосексуализма. Пришла пора очень тщательно «оценивать риски».
Автор – музыкальный обозреватель