По всем агентствам, газетам и журналам разнеслась последняя новость от Зураба Церетели: он уже отлил 33-метровую статую Христа. Впрочем, готовый монумент пока никто не видел. Зато известно, что стоять он будет на 50-метровом пьедестале (рельефы для постамента уже давно созданы и находятся в галерее скульптора) и, таким образом, станет самым высоким изваянием Европы. Дело осталось за малым – найти «Христу-Вероучителю» место.
Во всей этой истории (а подобные сюжеты повторяются с Зурабом Церетели постоянно) интересен не творческий, а чисто политический аспект. Как на все это отреагирует государство? Дело в том, что Зураб Константинович уже давно не работает на госзаказ. Он этот заказ сам себе создает. Здесь два пути: либо скульптура отливается к какому-то конкретному юбилею или событию (среди последних – монумент царской семье), либо на «вечную», но вполне актуальную тему (как наш Христос). Учитывая статус художника, проигнорировать его инициативы почти невозможно. Категорично откажешь – получишь скандал мирового масштаба и обвинения в предвзятости. Примешь – скандал местного уровня ничуть не меньше первого (почему без конкурса? без альтернативы?).
До поры до времени российским чиновникам удавалось увиливать от инициатив Церетели. Они спустили на тормозах его огромный детский парк (русский Диснейленд). Статуи устанавливались, но не на самых видных местах, а в регионах (как бы «по инициативам» местных властей) либо вовсе за границей. Но в данном конкретном случае от 83 метров бронзы и камня так просто не отмахнешься. Тем более и сам скульптор мягко ставит ультиматум: у него как будто есть предложение от Грузии, но он хочет водрузить произведение в России. Плюс к тому «Христос» для Церетели – некая итоговая, важнейшая работа.
Впрочем, Зураб Церетели не был бы самим собой, если бы не подсказал желаемое решение. Некоторые СМИ уже поторопились (явно после намеков академика) объявить, что «Христос» предназначен для одной из вершин в окрестностях Сочи. Как известно, главный скульптор остался не у дел на главной стройке страны. Наверстать никогда не поздно – тем более именно такого, символического и богатого жеста, подобного кремовой розе на пышном торте, как раз «Сочам» и не хватало. Тамошние сооружения не блещут художественной оригинальностью.
Как бы там ни решилось с монументом (боюсь, что так ничего и не решится), стоит еще раз внятно и откровенно сказать о той уникальной позиции, которую занимает Зураб Церетели. Судите сами: какому еще скульптору удастся вот так самолично, по творческому порыву, отлить 33-метровую статую? Просто прикиньте, сколько это стоит (если, конечно, речь не идет о блефе и никакой завод «Монументскульптура» бронзы в глаза не видел). Михаил Прохоров с его «ё-мобилем» просто отдыхает. Не волнуйтесь, это не деньги лично Зураба Константиновича. В данном случае речь идет о работе большой команды и всей Академии художеств, давно ставшей личной мастерской знаменитого художника.
Если вы полагаете, что все вышесказанное навет и донос в налоговую, то очень ошибаетесь. Сколько в нашей стране учреждений и заведений, «заточенных» под вполне конкретных людей! Глазунов, Шилов, Андрияка… Дальше перечислять? Их творения по большей части «окормляют» учредителей и дружественных чиновников. Зураб Константинович, в отличие от многих князьков-наместников, мыслит глобально, масштабно и, что немаловажно, много работает. Если бы наше государство было чуть прозорливей и если бы у него была реальная культурная политика, оно бы давно выделило мастерскую Церетели в отдельную структуру, не смешивая с Академией художеств, но предоставив возможность реализации проектов. Частная арт-инициатива у нас в диком загоне – ее никто не поддерживает. Чтобы художник или учредитель музея или мастерской что-то сделали, они должны влиться в государственную структуру и... умолкнуть, пока не вызовут. Так и получается абсурдная ситуация: президент академии, как гордый буревестник, вовсю рвется ввысь, а власти трусливо прячут пингвинье тело: только бы очередная статуя на нас не свалилась.
Автор – арт-обозреватель «НИ»