Posted 31 июля 2013, 20:00
Published 31 июля 2013, 20:00
Modified 8 марта 2024, 04:50
Updated 8 марта 2024, 04:50
Заседание суда вчера началось с объявления о том, что от потерпевших Веры и Ильи Политковских поступило заявление об отводе судьи и роспуске коллегии присяжных заседателей. «К сожалению, потерпевшие проигнорировали приглашение на заседание, трубки не берут. Адвокат Ставицкая заявила, что не желает участвовать в процессе», – добавил председательствующий судья Павел Мелехин.
Гособвинение попросило оставить ходатайство без удовлетворения. Защита подсудимых единодушно встала на сторону потерпевших: «Суд ранее проигнорировал интересы потерпевших, отказав им в отложении заседания на несколько дней. Присяжные были отобраны в отсутствии Политковских. У них есть все основания полагать, что судья заинтересован в исходе дела». Кроме того, «никаких документов о надлежащем уведомлении потерпевших в материалах дела не содержится». Пока судья удалился выносить решение, предполагаемый исполнитель убийства Рустам Махмудов, страдающий от геморроя и проблем с почками, жаловался своему адвокату: «Меня возили вчера в больницу. Шоу устроили. Не дали нормально пообщаться с врачами».
Вернувшись в зал минут через десять, судья сообщил, что «не нашел законных оснований для отвода и роспуска коллегии присяжных». Тогда слово взяли адвокаты подсудимых. «Детализация звонков Политковской, имеющаяся в материалах дела, не содержала ее последних разговоров», – заявил адвокат Джабраила Махмудова Мурад Мусаев. По его словам, журналистка созванивалась с сыном за несколько часов до убийства. Кроме того, адвокат сообщил об имеющихся несовпадениях в детализации звонков братьев Махмудовых: так, судя по данным с диска в материалах дела, Джабраил звонил Ибрагиму, а в детализации звонков последнего этого звонка нет: «Все доказательства, связанные с биллингом, являются недостоверными. Нужно обратиться к первоисточнику. На cd-диске, представленном в материалах дела, данные отредактированы». Судья оставил это заявление без внимания.
Затем новый адвокат, назначенный Лом-Али Гайтукаеву, Татьяна Окушко попросила суд предоставить ей месяц для изучения материалов дела (64 тома), на что суд постановил «знакомиться с материалами дела в перерывах».
Наконец в зал пригласили присяжных. Гособвинение приступило к ознакомлению присяжных с материалами дела, зачитав протокол осмотра места происшествия. Согласно протоколу, труп Анны Политковской обнаружили на полу в лифте собственного дома. Там же следователи нашли пистолет с глушителем и гильзы. Судмедэксперт извлек из тела журналистки три пули. Всего же в журналистку стреляли пять раз: два слепых ранения головы, рана на шее, сквозное ранение в груди, слепое ранение правого бедра. При этом жертва стояла к стрелявшему лицом. Смерть наступила не более чем через 10 минут.
Присяжные с полчаса в полной тишине, лишь изредка нарушавшейся покашливанием, изучали фотографии с места происшествия. Прокурор резюмировал, что «даже специалисту сложно уяснить услышанное»: «Вы не специалисты. Мы постепенно будет наращивать объем и в дальнейшем работать более напряженно». Сегодня обвинение продолжит представлять доказательства.
Обозревателя «Новой газеты» Анну Политковскую застрелили в подъезде ее дома на Лесной улице в Москве 7 октября 2006 года. На скамье подсудимых пять человек: братья Рустам, Ибрагим и Джабраил Махмудовы, бывший сотрудник РУБОП Сергей Хаджикурбанов и предприниматель Лом-Али Гайтукаев. По версии следствия, Гайтукаев и Хаджикурбанов организовали убийство, Рустам Махмудов застрелил журналистку, а два его брата вели за ней слежку. В феврале 2009 года коллегия присяжных оправдала Ибрагима и Джабраила Махмудовых и Сергея Хаджикурбанова. Рустам Махмудов в тот момент находился в розыске.