Posted 29 июля 2013, 20:00

Published 29 июля 2013, 20:00

Modified 8 марта, 04:52

Updated 8 марта, 04:52

Прокатись на нашей карусели

29 июля 2013, 20:00
Сюжет
Деньги
На минувшей неделе руководство «Союзмультфильма» рассказало общественности о планах по возрождению студии. Речь шла о переезде с Долгоруковской, о запущенных в производство фильмах и даже о самых далеких прожектах по строительству тематических парков. Звучало все оптимистично, благо известный режиссер Михаил Алдашин, з

Новейшая история «Союзмультфильма» началась в 2011 году, когда анимационные мэтры во главе с Юрием Норштейном написали тогдашнему главе правительства Владимиру Путину о бедственном положении студии. Премьер откликнулся, и вскоре «Союзмультфильму» вернули кинофонд (находившийся на тот момент в ведении Объединенной государственной коллекции), помогли разобраться с долгами и запустить производство, а на пост директора назначили добросовестного менеджера с хорошей репутацией Николая Маковского.

Поначалу планировалось, что возрожденный «Союзмультфильм» станет краеугольным камнем в «Доме российской анимации» – мощном центре, оборудованном под нужды аниматоров, где маленькие студии и независимые профессионалы смогут найти все необходимое: от квадратных метров по приемлемой цене до обученного персонала. «Мне кажется, что «Союзмультфильм» сейчас уже не может быть студией в классическом понимании, – объяснял Николай Маковский ровно год назад. – Скорее можно думать про «Союзмультфильм» как про перекресток. Поскольку все разбежались и все расфокусировалось, а «Союзмультфильм» может стать такой частью, которая сфокусирует обратно это пространство». Помещение для центра предполагалось найти в ВВЦ, больших денежных вливаний от государства просить не собирались, а самим «Союзмультфильмом» должен был руководить художественный совет (вместо единого худрука).

Теперь концепция изменилась. Михаил Алдашин и заместитель директора Гамид Ахмедов говорили о будущем «Союзмультфильме» именно как о «студии в классическом понимании», обещая за 10 лет выстроить передовую кинокомпанию со штатом в 500–600 человек и объемом производства 800 минут в год. Чтобы добиться подобных результатов, студия организует обучающие курсы и попросит у государства 17 млрд. руб. (сейчас государство тратит на анимацию от 300 до 800 млн. руб. в год), а новым ее местом жительства вроде бы станет бывший завод по производству киноаппаратуры в районе Останкино.

И первый вариант, и второй выглядят красиво. Беда в том, что если не считать бесед с прессой и стендов на кинорынках, за минувший год на студии случилась всего одна новость: на Суздальском фестивале 2013 состоялась премьера нового трехчастного выпуска «Веселой карусели». Который, увы, не выдерживает критики. Какой там Pixar?! Делать кино подобного уровня на профессиональной студии в XXI веке просто-таки неприлично. Конечно, два года – это совсем небольшой срок для анимационного производства, и все же некоторым студиям хватает этого времени, чтобы сделать, например, «Ледниковый период» или какой-нибудь фильм из «богатырской» саги.

От жизни «Союзмультфильма» последних двух лет возникает ощущение, что, несмотря на активное движение, воз и ныне там. Все так же ходят слухи о бесконечных дрязгах в стенах студии (характер этих конфликтов сменился, но рабочая атмосфера никак не налаживается), продолжается возня вокруг культурного наследия, новый устав все еще не утвержден, стратегия развития не обнародована, даже сам переезд, о котором написали уже все газеты, и тот под вопросом, поскольку на момент пресс-конференции подписанных документов не было, а в кулуарах ходят слухи, что на Останкинский завод имеются другие претенденты.

Конечно, проблема тут не только и даже не столько в руководстве студией. Будучи государственной студией, «Союзмультфильм» всецело зависит от высшей воли: даже концепцию развития не оглашает, пока не утвердит высочайше. Предполагается, что утверждение это произойдет осенью. Но никакой уверенности нет, как и в том, что студии удастся получить хотя бы горбушку от запрашиваемых 17 миллиардов. Ведь наше государство многократно показывало себя в анимационных делах как партнер крайне непостоянный, необязательный, имеющий по семь пятниц на неделе и полное отсутствие внятной культурной стратегии.

Однако надо думать, что руководство «Союзмультфильма» знает об этом свойстве госсистемы достаточно хорошо и не может не понимать, насколько зыбки планы-прожекты, выносимые на обозрение общественности. А потому складывается ощущение, что «Союзмультфильм» и сам перенимает постепенно свойства государства, ежегодно меняя концепцию, раздавая несбыточные обещания и строя беспочвенные прогнозы. И еще постоянно подменяя реальную деятельность красивыми презентациями. Конечно, стенды на кинорынках и громкие пресс-конференции – это хорошо, но куда приятнее, если пиар на студии только сопровождает кинопродукцию, а не подменяет ее.

Подпишитесь