Согласно исследованию, первую десятку региональных центров с наиболее ветхим жильем занимают города Салехард (доля ветхого и аварийного жилья – 14,8%), Астрахань (14,2%), Архангельск (7,2%), Кызыл (7%), Якутск (6,9%), Махачкала (6,4%), Калуга (6,3%), Нарьян-Мар (6,3%), Ханты-Мансийск (4,8%) и Магадан (4,4%). На противоположном полюсе находятся такие города, как Волгодонск (0,01%), Салават (0,02%), Тольятти (0,02%), Ивантеевка (0,03%), Лиски (0,03%), Обнинск (0,03%), Десногорск (0,04%), Майкоп (0,05%), Химки (0,05%), Абакан (0,06%).
Для составления рейтинга городских поселений с наиболее ветхим жилым фондом агентство использовало муниципальную статистику Росстата за 2010–2012 годы. Однако качество статистических данных из регионов сильно отличается. Так, даже в некоторых крупных городах, таких как Санкт-Петербург или Псков, нет данных о площади ветхого жилья, а Красноярский край вообще не предоставил данных по ветхому жилью. В некоторых регионах данные присутствуют только об областных центрах, например, по Омску и по двум крупнейшим городам Татарстана и Карелии. По Чукотке у Росстата есть данные только за 2007–2009 годы. По Чечне и Ингушетии муниципальных данных у Росстата нет вовсе.
Самые ветхие города России – промышленные центры Севера России, Сибири и Дальнего Востока. Хотя в двадцатке малых городов с наибольшей долей ветхого и аварийного жилого фонда оказался и дагестанский Кизляр, два тульских города – Белeв и Донской, вологодский городок Бабаево, калининградский Зеленоградск и Каменногорск Ленинградской области.
Причина, по которой именно на Севере и в Сибири сосредоточены поселения с наибольшей долей ветхого и аварийного жилья, всего одна. Строительство дешевых бараков и деревянных домов служило базовым принципом освоения Сибири. И именно поэтому трущобы есть даже в богатых нефтяных провинциях Сибири. С учетом годовых объемов строительства жилья некоторым поселениям понадобится 500 лет, чтобы ликвидировать уже имеющийся объем непригодного и часто опасного для жизни жилого фонда. Александровску-Сахалинскому не хватит и 730 лет. И это в том случае, если все новое жилье – коммерческое и муниципальное – отдавать переселенцам из аварийного фонда. «Я думаю, что не везде ее вообще можно решить, надо смотреть на перспективу развития этих регионов. В северных регионах достаточно много деревянных домов. Это жилье было недорогим, когда строилось, и все понимают, какого уровня и качества эти дома. Конечно, можно возводить деревянное жилье и сейчас, но по совершенно новым стандартам», – сказал в разговоре с «НИ» основатель Российской гильдии риелторов Константин Апрелев.
Сегодня во многих северных городах стремительно растет численность людей, которые хотят или уже переехали в другие места, туда, где есть более высокооплачиваемая работа, где можно получить хорошее образование, или просто туда, где легче жить. Ведь изначально многие северные города застраивались именно временным жильем, люди приезжали туда на несколько лет, а в итоге остались там навсегда. Сегодня, когда работы там снова нет, россияне предпочитают переезжать в более «живые» поселения. «Кое-где, проанализировав экономическую ситуацию региона, жилье строить не нужно вовсе. Если там убывающее население, то надо смотреть, куда люди переезжают, надо смотреть, есть ли в регионе рабочие места, а потом решать, какой жилой фонд строить и строить ли вообще», – считает г-н Апрелев.
В тех городах, где экономическая ситуация благоприятствует притоку населения, проблема постепенно будет решаться, уверены эксперты. Кроме того, в самом региональном бюджете появляется больше средств для софинансирования различных программ по переселению из ветхого и аварийного жилья.