Posted 24 июля 2013, 20:00
Published 24 июля 2013, 20:00
Modified 8 марта 2024, 04:54
Updated 8 марта 2024, 04:54
О своем отказе участвовать в процессе дети Анны Политковской заявили в открытом письме. «Судья Мелехин назначил первое заседание по существу на 24 июля, заведомо зная, что мы не сможем на нем присутствовать. Мы ждали практически 7 лет, пока убийцы окажутся на скамье подсудимых, а государство не удосужилось подождать несколько дней», – пишут Илья и Вера Политковские. «Дети Анны Политковской были просто обескуражены подобным отношением суда к их правам и чувствам. У них были намерения активно участвовать в процессе и отстаивать свою позицию. Но оказалось, что суду позиция и мнение потерпевших особенно не нужны», – присоединилась к ним адвокат Анна Ставицкая.
В ходе вчерашнего заседания адвокат Мурад Мусаев возразил против того, чтобы начинать процесс без сына и дочери Анны Политковской, заявив, что «именно они больше всего заинтересованы в том, чтобы установить истину». «Потерпевшие еще месяц назад трижды ходатайствовали об отложении слушаний до 27 июля. Речь идет о нескольких днях», – сказал адвокат Мурад Мусаев. Суд ответил, что на сегодняшнее заседание никаких ходатайств об отложении от потерпевших не поступало. «Председательствующий намеренно умолчал о ходатайстве Анны Ставицкой», – возразил Мусаев.
Гособвинение попросило адвокатов «ничего не придумывать в присутствии прессы»: «Защита вчера самоустранилась от выполнения своих функций. Всем было предоставлено право участвовать в отборе присяжных, и если кто-то не смог, это его личные проблемы».
Другим доводом в пользу переноса заседания стало состояние здоровья подсудимых. «На протяжении 26 месяцев я страдаю болями в пояснице из-за проблем с почками. Также я страдаю геморроем в острой хронической форме. В СИЗО мне не оказано должной медицинской помощи», – сказал Рустам Махмудов, по версии следствия, стрелявший в Политковскую. Он попросил суд обеспечить ему должную медицинскую помощь и отложить заседание на время лечения. Однако суд вновь отказал в переносе, пояснив, что из СИЗО поступила справка о состоянии Махмудова, и в настоящее время решается вопрос о его госпитализации.
После почти часовых препирательств в зал, наконец, были приглашены присяжные: всего 22 человека, 2 из которых на слушание не явились. Первым выступил прокурор. По версии следствия, организатор убийства Лом-Али Гайтукаев получил 150 тыс. долларов за организацию убийства Политковской от пока не установленного лица, – подчеркнул прокурор».
Защита Гайтукаева возразила, что доказательств его виновности в деле нет. «Обвинение основывается на том, что в телефонных переговорах мой подзащитный дает понять, что нужно убить кого-либо. Но там не фигурируют имя и род деятельности Политковской», – заявил адвокат Муслим Джамалутдинов. По его словам, у следствия нет «ни одного доказательства, что он передавал, получал оружие, нет никаких отпечатков пальцев». Адвокат Алексей Михальчик, защищающий одного из предполагаемых организаторов слежки за Политковской Сергея Хаджикурбанова, добавил, что его подзащитный с Гайтукаевым и Махмудовыми «не общался вообще».
Братья Ибрагим и Джабраил Махмудовы также не признали своей вины. «Джабраилу вменяется участие в убийстве женщины, человека безоружного и безобидного. Если бы он убил, я бы не стал его защищать», – заявил адвокат Мусаев. Кроме того, «Джабраил познакомился с Хаджикурбановым в декабре 2006-го, уже после убийства, а фамилию Дмитрия Павлюченкова (организатора слежки, уже приговоренного Мосгорсудом к 11 годам колонии строгого режима. – «НИ») впервые услышал в 2008 году на судебном заседании. А могут ли члены группы быть незнакомы? Не было преступной группы. То, что вы услышали от гособвинения, – это сочинение на заданную тему. А преступление совершено сотрудниками оперативно-поискового управления Москвы», – обратился к присяжным г-н Мусаев. Суд вынес адвокату замечание – в том числе и за то, что тот заявил при присяжных, что в убийстве якобы виновны милиционеры.
«Это дело – компиляция из правды и лжи. Правда – как и из какого оружия, в какое время была убита Политковская. Правда в том, что за Политковской следили сотрудники оперативно-поискового управления. Неправда – хождение бумажек с адресом журналистки от Гайтукаева к Павлюченкову, которому даже от стула не надо было отрываться, чтобы узнать адрес», – сказал Мусаев присяжным. Адвокат Рустама Махмудова Владимир Фурманов также сообщил, что его подзащитный вину не признает, и пожелал присяжным «принять взвешенное и справедливое решение». После этого рассмотрение дела было отложено до 25 июля.
Анна Политковская, напомним, была застрелена в лифте своего дома на Лесной улице в Москве в октябре 2006 года. В феврале 2009 года коллегия присяжных оправдала троих обвиняемых по этому делу – Ибрагима и Джабраила Махмудовых, а также Сергея Хаджикурбанова, сославшись на недостаточность доказательств.