Posted 24 июля 2013, 20:00

Published 24 июля 2013, 20:00

Modified 8 марта, 04:54

Updated 8 марта, 04:54

Бренд попутал

24 июля 2013, 20:00
Президент России вчера подписал закон, ужесточающий ответственность за торговлю контрафактной продукцией. В среднем штрафы вырастут в 3–5 раз. Однако эксперты отмечают, что правительство само, по сути, стимулирует развитие контрафактного рынка, в частности резко повышая акцизы на табак и алкоголь, что ведет к бурному р

Федеральный закон был принят Госдумой 2 июля и одобрен Советом Федерации 10-го числа того же месяца. Статья Кодекса об административных правонарушениях «Незаконное использование товарного знака» дополняется новой частью. В ней устанавливается ответственность за производство и реализацию товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака, знака обслуживания или сходных с ними обозначений для однородных товаров. Такие товары будут конфисковываться, а нарушители – штрафоваться. Штраф для граждан составит однократный размер его стоимости, но не менее 2 тыс. рублей, для должностных лиц – двукратный, но не менее 20 тыс. рублей, для юридических лиц – трехкратный, но не менее 40 тыс. рублей.

Интерес государства понятен. Едва ли он диктуется только заботой о населении. Скорее потребностью увеличить сборы в казну, и без того худеющую под гнетом щедро розданных накануне выборов предвыборных обещаний. Да и ситуация в экономике далеко не благополучная. Тем не менее, как полагают эксперты, рассчитывать на успех затеи властям едва ли приходится. Прежде всего, потому, что означенные штрафы едва ли распространятся на теневой сектор экономики, достигающий по разным подсчетам трети ее объема.

К примеру, объем теневого рынка алкогольной продукции уже сопоставим с объемами, реализуемыми в легальном секторе. Те, кто берет контрафактную водку по цене в полтора раза ниже отпускаемой с «официального» прилавка, едва ли побегут жаловаться на продавцов дешевого суррогата. Аналогичная ситуация и с никотиновым рынком. Государство под предлогом борьбы за здоровье населения, а на деле решая свои бюджетные проблемы, резко повышает акцизы на табак. В итоге уже через два года средняя пачка сигарет на рынке будет стоить не менее 100 рублей. Разумеется, «черный рынок» не дремлет. После 1990-х, когда почти каждая пятая продаваемая пачка сигарет была подделкой, наконец, удалось сформировать цивилизованный рынок табачных изделий, и это несомненная заслуга и свидетельство «вменяемой» акцизной политики.

По официальным данным, доля нелегальной торговли сейчас составляет в России от 0,5 до 1% табачного рынка. Таким показателем может похвастаться далеко не каждое государство. Штрафами, которыми планируется обложить продавцов, ситуацию здесь не изменить. Нынешняя официальная торговля никотином под давлением штрафов и административных санкций уйдет в переходы метро, контрабанду и нелегальный сектор. По оценке экспертов, доля контрафакта, составляющая сейчас менее 1%, может достичь 10–15% уже к 2015 году, что сопоставимо с показателями девяностых или Турции, где высокие акцизы привели к аналогичным результатам. Это означает, что примерно на 15% упадут и доходы бюджета, и никакими штрафами с палаточников эти потери не компенсировать

С другой стороны, эксперты предупреждают, что ужесточение штрафных санкций может ударить и по добросовестным бизнесменам. «Закон предусматривает повышение уже существующих штрафов в 1,5–3 раза за обман покупателя и отдельно за производство товаров под чужими брендами, – сказал «НИ» аналитик инвестиционной компании Анатолий Воронин. – Более активно может применяться и статья Статья 14.7, которая наказывает за введение в заблуждение относительно потребительских свойств товара, работы, услуги. По ней можно наказать продавца в магазине или салоне связи, который приукрасил возможности приобретаемого телефона или пылесоса. Не исключено, что этот пункт может стать рычагом давления на продавцов со стороны не очень добросовестных покупателей». С этим мнением согласен и директор центра правового регулирования межгосударственных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы Дмитрий Матвеев. «Повышение ответственности за торговлю контрафактной продукцией – попытка установления более цивилизованных правил на российском рынке, – сказал он. – Но в соответствии с российскими реалиями, не стоит ожидать мгновенного и значительно эффекта от этих мер. Исходя из практики, такие меры ужесточения часто используются и для незаконных поборов, а также как средство конкурентной борьбы».

Подпишитесь