Posted 21 июля 2013, 20:00
Published 21 июля 2013, 20:00
Modified 8 марта, 04:56
Updated 8 марта, 04:56
На заседание Координационного совета оппозиции явились только 13 членов, еще двое – лидер движения «В защиту Химкинского леса» Евгения Чирикова и лидер «Объединенного гражданского фронта» шахматист Гарри Каспаров – присоединились к заседающим через Skype. Не смог принять участие в заседании освобожденный под подписку о невыезде Алексей Навальный. Делами предвыборной кампании на выборах в областное собрание Ярославля были заняты сопредседатель РПР-ПАРНАС Борис Немцов и член партии Илья Яшин. А Геннадий и Дмитрий Гудковы не явились на заседание из-за выборов губернатора Московской области, в которых Гудков-старший участвует от партии «Яблоко».
В итоге 19 человек (именно столько требуется для осуществления кворума) не набралось. Из-за этого заседание пришлось отменить, а вместо него провести «неформальную беседу», на которой обсудили поддержку кандидатуры Навального на выборах мэра Москвы, возможность амнистии задержанных на Болотной площади 6 мая и предстоящие осенью выборы в Координационный совет.
По словам некоторых членов КСО, срыв заседания – всего лишь результат стечения обстоятельств. Однако член КСО, лидер Союза солидарности с политзаключенными юрист Сергей Давидис признался «НИ», что тех, кто действительно заинтересован работой совета, чуть больше половины. «На прошлогодних выборах в КСО не все избиратели и кандидаты понимали, какие цели у совета, чем он должен заниматься. Для многих кандидатов присоединение к совету было только символом оппозиционности, такие люди оказались не готовы к рутинной работе, обсуждениям, заседаниям», – рассказал юрист. Сергей Давидис также отметил, что люди, которые не принимают участия в жизни совета, по его мнению, не будут выдвигать свои кандидатуры на предстоящих выборах в КСО. «Все-таки это первый опыт, и в наших силах изменить ситуацию уже на новых выборах, которые состоятся в ноябре», – заявил член Координационного совета.
Не видит особой драмы в отмене заседания и парламентарий Дмитрий Гудков. «Ничего с КСО не происходит, все обусловлено только объективными причинами, просто все так совпало: и арест Навального, и выборы. Мне кажется, что выборы мэра Москвы или губернатора Московской области важнее всего остального, потому что если мы покажем хороший результат, то будет понятно, что появился какой-то другой расклад сил в политике», – рассказал «НИ» Дмитрий Гудков.
Кроме того, он объяснил, что изначально от КСО ждали намного больше, чем он мог дать. «У людей были завышенные ожидания. В прессе все освещалось так, будто новый парламент выбирают. Но от того, что 45 человек выбраны в КСО, ситуация сильно не изменилась. Но в то же время мы смогли организовать целый ряд протестных акций. На мой взгляд, КСО – это в первую очередь объединение усилий представителей разных политических сил», – рассказал «НИ» г-н Гудков.
Но эксперты считают, что, по существу, этого объединения не получилось. «Я отношусь к этому совету, как баснописец Крылов – к героям басни «Квартет»: «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь». Ошибки появились еще на этапе избрания, это очень разные люди, которые имеют разные взгляды. Поэтому трудно было ожидать от них единства. Кроме того, проблема в том, что нет общей для всех повестки, совет не готов ее формировать, и получается, как уже в другой басне Крылова – «Лебедь, Рак и Щука», – прокомментировал ситуацию «НИ» глава Политической экспертной группы Константин Калачев. Кроме того, он отметил, что КСО для многих членов не является самым важным делом. По мнению эксперта, если члены КСО не исправят своих ошибок, совет так и останется номинальным. «В нашей стране у КСО должен появиться сильный лидер, но это противоречит самому замыслу организаторов. В отсутствии лидера получается «шумим, братец, шумим». То есть движение для них – всё, а конечная цель – ничто», – считает эксперт.
Спасение Координационного совета, по мнению Константина Калачева, только в людях дела: «Опыт из ошибок может быть извлечен. И очень хотелось бы видеть в КСО больше людей, которые понимают, что такое политический процесс, и которые хотят работать. Людей не слова, а дела».