Как рассказал координатор общественной организации «За нравственность» Иван Дьяченко, проверка спектакля Кирилла Серебренникова была инициирована ими. Более того, в среду члены коалиции провели одиночный пикет возле МХТ имени Чехова (массовый пикет около театра, кстати, власти города им не согласовали) против участия детей-актеров в постановке с возрастным ограничением «Человек-подушка».
Активисты пикетировали театр с плакатом «Дети-актеры – тоже дети». «В последнее время так называемые деятели искусства все чаще стали задействовать в своих спектаклях детей, – говорится в сообщении на сайте организации. – При этом на сцене происходят сцены насилия, звучит нецензурная брань или воспроизводятся половые акты. Мы считаем, что это недопустимо, и планируем проверить все московские спектакли с участием детей-актеров».
К слову, «Человек-подушка» – далеко не первая постановка с участием детей, к которой предъявляли претензии поборники нравственности. Так, в прошлом году случилась резонансная история, когда родители юных хористов, задействованных в опере «Сон в летнюю ночь» Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко якобы написали письмо, в котором обвиняли постановщика спектакля в пропаганде педофилии, алкоголизма и наркомании. Интересно, что анонимный документ появился задолго до премьеры оперы, в то время как побывавшая на представлении «Сна» экспертная комиссия никакой крамолы в постановке не нашла.
Писатель Григорий Остер сказал корреспонденту «Новых Известий», что в российских законах достаточное количество статей, которые запрещают, например, пропаганду насилия или розни: «Задача в том, чтобы правильно определять, имеет ли то или иное произведение искусства отношение к этим законам. Но это каждый раз надо решать конкретно». По его мнению, в самом искусстве ничего нельзя запрещать, «но если кто-то сейчас напишет произведение, восхваляющее Гитлера и обожествляющее фашизм, то, наверное, это стоит ограничить».
В январе 2010 года активисты организации «Коммунисты Петербурга и Ленинградской области» (КПЛО) потребовали немедленно арестовать режиссера Джеймса Кэмерона как «расхитителя советской фантастики». На официальном сайте организации было опубликовано заявление, в котором говорилось, среди всего прочего, следующее: «Готовый на все ради исполнения заказа Белого дома, Кэмерон тайно вторгся в загадочный и романтический мир советской фантастики и перенес действие своего примитивного пропагандистского фильма в созданный Аркадием и Борисом Стругацкими мир планеты Пандора. Эта планета была открыта и полита кровью советских космонавтов». После таких высказываний Борису Стругацкому несколько раз приходилось публично заявлять, что он к КПЛО никакого отношения не имеет, Кэмерона в плагиате не подозревает и вообще «Аватар» не видел. Тем временем творческая мысль коммунистов шла дальше, вплоть да требований «закрыть к чертовой матери консульство США в Петербурге, а здание отдать Дому пионеров». Оправдываться пришлось даже самому Кэмерону. На страницах The Guardian он объяснил, что «Аватар» снят по оригинальному сценарию, идея которого родилась у режиссера еще в 1994 году. Однако тогда патриотического рвения активистов все равно никто не поддержал, и все их предложения остались без внимания.
Не прижилась и «новаторская» идея главы владимирского департамента культуры Владимира Трубина, который пару недель назад настоятельно требовал от дирижера не поворачиваться филейной частью тела к залу. «Вас ведь первые лица области слушать будут», – заявил чиновник дирижеру и композитору Артему Маркину и предложил ему повернуться спиной к музыкантам, а к залу лицом. Впрочем, вполне вероятно, что г-н Трубин хорошо знает историю музыки и просто хотел восстановить историческую справедливость: возможно, он вспомнил, что до середины XIX века дирижер действительно стоял спиной к оркестру. Первым «развернулся» Рихард Вагнер, и, вероятно, г-н Трубин так и не смог смириться со столь дерзкой выходкой великого композитора. Однако, когда об инициативе чиновника стало широко известно, глава департамента культуры Владимира заявил, что ничего подобного не говорил и оставляет за собой «право обратиться с исковым заявлением в определенные органы».
Особенно за нравственность своих соотечественников переживает депутат петербургского ЗакСа Виталий Милонов – известный борец за «традиционные ценности», точнее, противник гомосексуалистов, атеистов и абортов, с завидным постоянством предлагающий запретить то или иное культурное мероприятие. Самым резонансным событием, пожалуй, был суд над певицей Мадонной. После ее концерта, состоявшегося прошлым летом в Северной столице, был подан иск на общую сумму в 333 млн. рублей. Заявившие на мировую звезду члены общественных организаций сочли, что на концерте певицы якобы был нарушен закон «О запрете пропаганды гомосексуализма». Тогда Милонов, автор этого нашумевшего закона, рассказал, что во время шоу представители общественных организаций следили за соблюдением норм морали. Однако среди заявителей самого Милонова не было. Что и спасло депутата от выплаты судебных издержек после того, как состоявшийся осенью суд над Мадонной все-таки певицу оправдал. Предоставленные общественниками в качестве доказательств статьи из «Википедии» и даже цитаты из Библии суд не впечатлили, и Мадонна, на заседание не явившаяся, дело выиграла.
Однако ни проигранные суды, ни искреннее непонимание со стороны широких общественных масс г-на Милонова не смущают. Для понимания усердности его «работы в области культуры» достаточно лишь краткого перечня инициатив депутата. Он предлагал: запретить выставку Адель Морзе «Упоротый лис» как «поддержку догхантеров», запретить детям посещать концерты эпатажных музыкантов, запретить элементы секса и насилия на вечеринках и концертах, закрыть модельные агентства и «сделать популярным образ хозяйки и матери», привлечь группу Rammstein к ответственности за «грубую порнуху», а также поменять «Евровидение» – «дешевый голубой отстой для извращенцев» – на «РоссияВидение». Как нетрудно догадаться, это далеко не полный список инициатив трудолюбивого поборника нравственности. «Милонов делает вещи забавные, – считает Григорий Остер. – Его действия тоже в каком-то смысле можно воспринимать как искусство, как перформанс. Искусство создается не только, когда человек что-то написал или нарисовал, но и такие показательные действия тоже могут рассматриваться как своего рода представление».
Некоторые культурные мероприятия вызывают нарекания у властей уже не первый год. Когда в середине июля депутат краевой думы Айдын Ширинов предложил отменить показ рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» в Ставрополе, он объяснил свое решение так: «Я сам эту оперу не смотрел, однако если мои избиратели протестуют против нее, то я их поддерживаю». Неизвестно, видели ли представление другие представители власти, но оперу уже пытались отменить в Липецке и Ростове-на-Дону. И если в первом случае все обошлось лишь несколькими крестными ходами против мюзикла, то в Ростове успокаивать активистов, чьи религиозные чувства были задеты, пришлось уже представителям местной епархии.
Но едва ли ни больше всего от «борцов за культуру» досталось галеристу Марату Гельману. Две его выставки – «Родина» и Icons – не раз провоцировали «народные гуляния» в папахах и с хоругвями. Да и уходил он с поста директора PERMM со словами: «Меня уволили из-за цензуры».
По мнению художественного руководителя театра «Школа современной пьесы» Иосифа Райхельгауза, запреты искусству вредны и они всегда будут работать только против себя: «Если и возможна какая-либо цензура, то только в руках профессионалов. Я готов слушать суждения о своем произведении, только если буду доверять «судьям». Я могу соглашаться или нет с их мнением, но буду понимать, что меня судят квалифицированные люди. А когда меня судит власть, чиновники, когда я понимаю, что высшим критерием являются подстраховки, окупаемость и прочее, то я против такой цензуры. Все эти запреты – попытки чиновников еще раз доказать необходимость себя самих, а иначе за что же они зарплату получают».
Г-н Райхельгауз напомнил, что самая мощная волна развития театрального искусства в России возникла в 1990-е годы, когда «руководство культуры практически отсутствовало»: «Но, как только начало возникать огромное количество надзирателей в культуре, мы снова стали скатываться к советскому застою, к чему, собственно, сейчас и пришли».