Политикой в Чукотском автономном округе Роман Абрамович занимался с 2000 года. Сначала он восемь лет был губернатором региона, а в 2008 году был выбран депутатом Чукотской думы, став ее председателем. Решение уйти со своего поста, как уточняется на сайте чукотской Думы, связано с намерением бизнесмена «полностью следовать законодательству РФ», в частности новому закону, согласно которому чиновники, их супруги и несовершеннолетние дети в течение трех месяцев должны избавиться от иностранных активов. «Закон о «национализации элит» поставил Абрамовича перед выбором между зарубежными активами и законодательной работой, – сказал «НИ» руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев. – Выбор был сделан в пользу бизнес-интересов, значительная часть которых находится за пределами Российской Федерации». Учитывая, что Роман Абрамович занимает 13-е место в рейтинге 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes, является бенефициаром 31% акций кипрской Evraz Group и 32,6% акций Highland Gold Mining, а также владеет лондонским футбольным клубом «Челси», расставаться с такими активами ему явно не выгодно.
Аналогичное мнение высказал «НИ» и Ростислав Туровский из Центра политических технологий. «Ситуация достаточно простая. Очевидно, что она связана с правовыми аспектами, – заявил эксперт. – Для Абрамовича бизнес за рубежом является приоритетным, а поскольку владеть зарубежными активами и оставаться на государственной службе нельзя, он и принял решение уйти». Кроме того, по словам политолога, ни самому Абрамовичу, ни руководству страны присутствие бизнесмена на Чукотке больше не нужно. «Сейчас, когда ситуация в регионе стабильная, федеральному центру тоже нет необходимости держать Абрамовича, который не хочет быть ни губернатором, ни спикером. Похоже, что это обоюдное решение, которое устраивает всех», – считает г-н Туровский.
Реального участия в деятельности Думы Абрамович почти не принимал, отмечает г-н Кынев. По его словам, пост председателя окружного парламента был скорее некой гарантией того, что не будут свернуты программы помощи, которые реализовывались на Чукотке. «Это было неким публичным действом для успокоения жителей, – говорит политолог. – Он числился спикером номинально. И расставаясь со своей должностью, Абрамович ничего не теряет, потому что этот пост был для него скорее нагрузкой, чем позволял получать какие-то дополнительные бонусы».
Между тем на сайте чукотской Думы также сказано, что, несмотря на уход Романа Абрамовича из парламента, он продолжит участвовать в жизни Чукотки и будет реализовать крупные региональные бизнес-проекты, которые позволят в перспективе значительно увеличить налогооблагаемую базу региона. «Не думаю, что там все будет свернуто, какие-то определенные проекты он будет поддерживать и после ухода, – подтверждает г-н Кынев. – Тем более что губернатор округа Роман Копин – человек из его команды».
Ростислав Туровский предполагает, что особых экономических интересов у Абрамовича на Чукотке уже нет. «Когда он был губернатором, довольно многие сырьевые активы отошли его компаниям, его бизнесу, – напоминает эксперт. – Насколько я понимаю, привлечь инвестиции, обеспечить развитие этих проектов сейчас не удается, некоторые из них были проданы, другие в подвешенном состоянии, зарубежных инвесторов не найдено, поэтому раскрутить свой бизнес в условиях Чукотки, где все очень дорого, куда неохотно идут зарубежные инвесторы, тоже не получается. Поэтому думаю, что особых экономических интересов у Абрамовича на Чукотке уже нет. Но даже если что-то и осталось, то, чтобы контролировать активы, необязательно быть спикером».
Вместо Абрамовича на освободившееся место спикера в чукотском парламенте избрали бывшего вице-губернатора региона Арамаиса Даллакяна.