Posted 25 июня 2013, 06:08

Published 25 июня 2013, 06:08

Modified 8 марта, 04:56

Updated 8 марта, 04:56

Защитники Химкинского леса принципиально изменили тактику борьбы

25 июня 2013, 06:08
Делом строительства платной трассы Москва-Санкт-Петербург через Химкинский лес займутся теперь во Франции. В прокуратуру Нантера от движения «В защиту Химкинского леса» поступило заявление с просьбой начать расследование возможных коррупционных схем, примененных при строительстве дороги. Лидер движения Евгения Чирикова

Обращение в прокуратуру французского города было подано вчера, сообщается на сайте Экологической обороны Московской области. Общественники Химок вместе с представителями европейских неправительственных организаций (НПО), занимающихся борьбой с коррупцией (Sherpa, Bankwatch Network, Russie-Libertes), и МОБО «Принцип» передали заявление и доклад, подготовленный независимыми юристами. В нем говорится о возможных коррупционных схемах при строительстве автодороги: конкурс на строительство трассы якобы прошел с нарушениями, а деньги налогоплательщиков уйдут на счета офшорных фирм.

В исследовании, составленном по материалам открытых источников, результатам запросов в госучреждения и общественного расследования, экоактивисты уже не касаются вопроса необходимости строительства трассы, а указывают на возможные коррупционные, по их мнению, схемы. Например, конкурс на выполнение строительных работ был проведен с характерными нарушениями: «Условия содержали жесткие ограничения, отсекавшие от участия в нем все компании со стопроцентным российским участием, что может рассматриваться как необоснованное ограничение конкуренции», - говорится в 40-страничном заключении экспертов.

В итоге победителем конкурса стала Северо-Западная концессионная компания (СЗКК). Общественники также уточняют, что в условиях тендера концессионеру вменялось в обязанность привлечение дополнительного финансирования в проект, чего сделано не было, рассказывает «Коммерсантъ».

По данным авторов исследования, единственным учредителем и членом СЗКК является компания Vinci Concessions Russie, но доли в ней имеют французская Vinci Concessions SA и фирма Sunstone Holding, зарегистрированная на Кипре. Авторы документа полагают, что к их деятельности имеют отношение российский предприниматель Аркадий Ротенберг и ряд арабских фирм, зарегистрированных в Саудовской Аравии.

«Как концессионер, компания получает 30-летнее право контроля над проектом», -поясняют эксперты. Но если учесть, что срок окупаемости инвестиционного проекта - 10 лет, то затраты концессионера в размере 36 млн руб. окупятся за этот срок, а в следующие 20 лет он заработает больше 70 млн руб.

Активисты Химок выбрали Нантер для подачи заявления из-за специфики работы его прокуратуры. «По французским законам мы можем обращаться в любую городскую прокуратуру - просто в Нантере прокуроры наиболее охотно разбираются в коррупционных делах», - объяснил глава Russie-Libertes Алексей Прокопьев.

В обращении содержится просьба начать предварительное расследование в отношении компании Vinci, участвующей в прокладке трассы Москва-Санкт-Петербург через Химкинский лес. «Речь пока не идет о наказании конкретных лиц, мы лишь хотим обязать компанию Vinci ответить на ряд вопросов», - уточнил Прокопьев.

«НКО, подписавшие заявление, ожидают от прокурора г. Нантера предусмотренных законом неотложных действий, которые соответствовали бы важности сообщаемых фактов и серьезности предъявляемых обвинений, и могли свидетельствовать о приверженности Франции делу борьбы с коррупцией. Касательно последнего они ссылаются на рекомендации Организации по Экономическому Сотрудничеству и Развитию (ОЭСР), выданные Франции в 2012 году», - сообщает «Экооборона».

Чирикова отмечает, что начался новый этап борьбы против вырубки Химкинского леса. «Если раньше мы противостояли в основном силовыми акциями, то теперь решили сосредоточиться на антикоррупционных докладах. Это бьет по коррупционерам больнее, чем остановка бульдозеров на просеке», - подчеркнула она.

Конфликт вокруг Химкинского леса, который посередине должна рассечь платная автомагистраль Москва-Санкт-Петербург, длится много лет. На защиту природы поднялись местные жители, а также многие известные политики, музыканты, журналисты, ученые. Была создана протестная группа «Движение в защиту Химкинского леса». В настоящее время просека под строительство скоростной автомобильной дороги через Химкинский лес прорублена почти по всей длине, но ее ширина все еще меньше планируемой. Главную проблему экологи видят не в просеке, а в интенсивном воздействии автомагистрали, которая критически повлияет на жизнеспособность леса.

Местные власти считают, что вреда экологии от трассы не будет. По мнению мэра Химок Олега Шахова, гораздо больший вред наносят пробки, в которых стоит сейчас город.

К тому же в марте 2013 года Химкинский лес был официально признан больным и подлежащим замене. Как заявил Шахов, лес является федеральной собственностью, поэтому решение о нем принималось наверху. Эксперты провели оценку состояния массива и пришли к заключению: лес уже настолько болен, что его надо обновлять, то есть «почти полностью пересаживать».

Подпишитесь