Снаряды начали взрываться на территории Приволжского государственного боеприпасного испытательного полигона, расположенного недалеко от города Чапаевск Самарской области, вечером во вторник. Интенсивные взрывы продолжались всю ночь и стихли лишь к утру следующего дня, тогда же пожарным удалось локализовать пожар. Во время ночной «канонады» осколки разлетались в радиусе 3–4 км. Однако к вечеру среды детонация снарядов вновь усилилась, взрывалось оружие мелкого калибра.
По данным Следственного комитета России (СК), в момент инцидента на полигоне находилось около 18 млн. боеприпасов. Из-за угрозы из близлежащих населенных пунктов спасатели эвакуировали более 6 тыс. человек во временные пункты размещения. Сейчас в них остаются около 100 человек, остальные расположились у знакомых и родственников. По информации МЧС, в результате серии неконтролируемых взрывов на полигоне погиб один человек, 41 человек признан пострадавшим, 10 из них были госпитализированы. Кроме того, около 2 тыс. квартир в поселке Нагорное, расположенном в 5 км от места ЧП, получили повреждения. Вчера по распоряжению президента России всем пострадавшим «на неотложные нужды» была выплачена компенсация – по 10 тыс. рублей каждому.
На время устранения последствий ЧП под Самарой сотрудниками ГИБДД была перекрыта трасса Самара–Волгоград на отрезке почти в 60 км. В тушении пожара на полигоне участвуют более 1,5 тыс. человек и свыше 200 единиц техники, в том числе 8 воздушных судов и два пожарных поезда. «Обстановка находится под полным контролем подразделений МЧС России: проводится воздушная и наземная разведка, а также мониторинг ситуации с применением космических снимков высокого разрешения», – заявляют в пресс-службе МЧС.
Руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок считает, что причинами инцидента на полигоне в Самарской области могли стать как непрофессионализм участников производимой утилизации оружия, так и самовольный взрыв «старого» снаряда. «Использование рядовых солдат-срочников на таких операциях просто недопустимо, заниматься уничтожением «отслужившего» оружия должны только опытные саперы, владеющие навыками и знакомые с техникой безопасности», – сказал «НИ» военный эксперт. Кроме того, г-н Цыганок исключил нахождение на данном полигоне химического оружия: «Химическое оружие хранится исключительно отдельно от других видов вооружения, здесь же склад не подобного рода боеприпасов». Вместе с тем глава Центра военного прогнозирования допустил вероятность того, что подрывом боеприпасов руководство полигона могло завуалировать кражу оружия: «Это возможно, ведь подсчитать количество разорвавшихся снарядов нельзя».