По данным ООН, число инвалидов среди детей до 14 лет составляет 93 млн., или примерно 5% от их общего числа. Авторы доклада подчеркивают, что статистика эта оценочная, и сколько точно проживает в мире детей с такими расстройствами здоровья, которые можно отнести к инвалидности, не знает никто. Главные причины детской инвалидности – плохое питание и болезни, перенесенные женщинами в период беременности, а также вооруженные конфликты. Например, в бедных странах около половины женщин страдают анемией (в большинстве случаев – железодефицитной), а в Афганистане примерно 80% раненых во время подрывов противопехотных мин – мальчишки-пастухи.
Шансы детей-инвалидов получить профессию значительно ниже, чем у здоровых, причем у девочек с ограниченными возможностями – ниже, чем у мальчиков с ограниченными возможностями. Кроме того, наличие ребенка-инвалида подрывает благополучие семьи: расходы на этого ребенка могут достигать двух третей семейного бюджета, включая недополученные доходы родителей из-за инвалидности ребенка. Однако в ЮНИСЕФ считают неправильной существующую практику, когда детей с ограниченными возможностями забирают из семей и помещают в специализированные интернаты. Авторы доклада рекомендуют оказывать материальную помощь семьям и развивать инклюзивное образование, так как «дети, которые учатся вместе со своими сверстниками, имеют гораздо лучшие шансы стать полезными членами своих обществ». Интернаты же должны быть закрыты, причем начать следует уже сейчас с «моратория на помещение новых детей в интернатные учреждения».
Другим нововведением должно стать строительство зданий для школ изначально с учетом требований инклюзивного образования. В докладе подчеркивается, что эти требования увеличивают расходы на строительство здания не более чем на 1%. Переоборудование же готового здания под нужды детей с ограниченными возможностями может обойтись в 20% стоимости строительства этого здания. Обязательно также вовлечение детей-инвалидов в занятие спортом, так как «вид ребенка, который преодолевает физические и психологические барьеры, может воодушевить и вызвать уважение, хотя следует позаботиться о том, чтобы дети с функциональными ограничениями, которым не удалось проявить такую физическую ловкость, не считали себя хуже тех, кто добился успеха».
Закрыть все интернаты для детей с ограниченными возможностями нельзя, утверждает в беседе с «НИ» замдиректора Института проблем интегративного (инклюзивного) образования Елена Кутепова. По ее словам, теоретически можно было бы перевести на инклюзивное обучение детей из коррекционных интернатов 1–6 видов (с нарушением зрения, слуха, речи и опорно-двигательного аппарата). Для учащихся же интернатов 7 и 8 видов (с нарушением психического развития и умственной отсталостью) инклюзивное образование возможно далеко не всегда в принципе. Но в российских условиях трудности с обучением в обычной школе могут возникнуть и, к примеру, у слепых детей, так как далеко не везде есть педагоги, умеющие с такими детьми работать. Елена Кутепова полагает, что даже в крупных городах коррекционные интернаты могут превратиться в ресурсные центры, занимающиеся сопровождением детей-инвалидов при их обучении в обычной школе.