Posted 21 мая 2013,, 20:00

Published 21 мая 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:15

Updated 8 марта, 05:15

Антинародные средства

21 мая 2013, 20:00
В то время как эксперты опасаются, что регионы не смогут выполнить зарплатные обязательства перед бюджетниками, Минфин поспешил отчитаться об обратном. По данным ведомства, в первом квартале этого года расходы регионов на зарплату выросли на 8%. Эксперты, впрочем, интересуются, чьи именно доходы в результате увеличилис
Сюжет
Деньги

Реализация президентских указов увеличила расходы регионов на зарплату в первом квартале этого года на 8% – до 498 млрд. руб., утверждает Минфин. «Их доля в общем объеме расходов составила 32%», – говорится в сообщении ведомства.

Напомним, как накануне сообщали «НИ», в России принята программа поэтапного повышения зарплат бюджетников до 2018 года, которая предусматривает повышение заработной платы бюджетников к концу этого периода в 1,4–1,5 раза. На эти цели планируется направить около 4,9 трлн. руб. Часть денег будет выделена из федерального бюджета, 3,6 трлн. руб. – из консолидированного бюджета субъектов РФ. Глава Минфина Антон Силуанов уверен, что субъекты РФ имеют достаточно собственных средств для достижения этих целей.

Бывший министр финансов Алексей Кудрин в свою очередь выразил сомнения в готовности регионов к таким тратам, предупредив, что для этого им придется урезать финансирование инвестиционных проектов. И действительно, как говорится в сообщении Минфина, расходы консолидированных бюджетов инвестиционного характера сократились в первом же квартале на 8% – до 85 млрд. руб. При этом поступление в региональные бюджеты налога на прибыль по сравнению с январем-мартом прошлого года снизилось на 6%, на имущество организаций – также на 6%.

Впрочем, даже если предположить, что расходы на зарплаты в регионах действительно растут, возникает вопрос, способен ли этот процесс повысить уровень жизни населения. Например, по данным Росстата, средняя зарплата работников образовательных учреждений в первом квартале составила 22,1 тыс. руб., в то время как в целом по стране средний уровень зарплат равен 27,3 тыс. руб. Кроме того, наблюдается значительное расслоение по регионам. Например, если педагоги в Москве получают в среднем 59,1 тыс. руб. (по данным того же Росстата), то в Дагестане речь идет о 12,2 тыс. руб.

Динамику повышения зарплат тоже можно поставить под вопрос. К примеру, в 2008 году работники сферы здравоохранения получали в среднем около 13 тыс. руб., в 2011 году их зарплаты увеличились до 17,5 тыс. руб. Кажется, что рост существенный, но инфляция за этот период составила ни много ни мало 36,6%, а потребительские цены выросли на 41,77%.

Руководитель Центра социального анализа Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Анна Очкина считает, что речь идет об очень скромных суммах. «Те же 32% – это не постоянная цифра, это не увеличение зарплат, а всего лишь доплаты, которые регионы вынуждены осуществлять, – пояснил «НИ» эксперт. – Мы попадаем в капкан средних цифр. В реальности же зарплаты в тех же провинциальных вузах почти не растут как минимум пять лет. Рост реальной оплаты часа тоже очень небольшой. Доходы людей увеличиваются за счет того, что они берут 1–2 ставки, это сейчас очень распространенная ситуация. Зарплаты обычно растут у руководства, преподавателям же приходится крутиться».

По мнению г-жи Очкиной, финансовые возможности для того, чтобы увеличивать расходы, у государства есть. «Государство последние годы увеличивает социальные траты, и они не такие уж и маленькие, – отмечает эксперт. – Все дело в структуре расходов, в том, на что тратятся деньги. И тут можно констатировать, что социальные расходы превращаются в антисоциальные. Сколько средств, выделенных на образование, было потрачено на переход к ЕГЭ, двухуровневой системе обучения. Все это ухудшает работу социального сектора. Идут большие расходы на целевые социальные программы, хотя совокупный их эффект не отслеживается, их координация не осуществляется. Деньги уходят неизвестно куда, идет распыление средств. Государству нужно решить, что нам нужен дорогой труд в бюджетной сфере, и предпринимать системные шаги».

Более того, обращают внимание эксперты, сокращение финансирования инвестпроектов в пользу увеличения зарплат может привести к тому, что, когда придет время повышать их снова, денег на эти цели в региональных бюджетах может не оказаться вовсе. В такой ситуации у властей останется только один путь – повышать налоги. Что мы, собственно, и видим. Как сообщил вчера Минфин, в первом квартале сборы налога на доходы физических лиц и акцизов возросли на 11 и 14% соответственно.

"