Posted 15 мая 2013, 20:00

Published 15 мая 2013, 20:00

Modified 27 декабря 2022, 10:20

Updated 27 декабря 2022, 10:20

«ЛЮДОЕДСТВО ПЛОХО ОТРАЖАЕТСЯ НА ЗДОРОВЬЕ ЛЮДОЕДОВ»

15 мая 2013, 20:00
«ЛЮДОЕДСТВО ПЛОХО ОТРАЖАЕТСЯ НА ЗДОРОВЬЕ ЛЮДОЕДОВ»

Среди документов, посвященных голоду в нашей стране в начале 20-х годов ХХ века, отдельное место занимают многочисленные свидетельства о каннибализме, когда доведенные до отчаяния люди ели собственных младенцев или убивали «на мясо» путников. Среди прочего сохранился и разворот одной из центральных газет, автор которого доказывал… вред каннибализма для организма каннибалов. С опорой на научные исследования наглядно показывалось, как длительное потребление человечины вредит волосам и ногтям, костям и прочим внутренним органам людоедов и даже может привести к летальному исходу. Текст, надо сказать, впечатление производил опрокидывающее – именно своей отрешенностью от всех моральных оценок. Автор не задавался целью показать, что каннибализм – это недопустимо с нравственной точки зрения, а последовательно бил в ту точку, что каннибализм – занятие вредное для самого каннибала.

Прошли годы, и вот сейчас понимаю, что сама готова писать нечто подобное. Что-то вроде: сограждане-людоеды, поедание людей может вредно сказаться на вашем здоровье! Покроетесь пятнами и струпьями, полезут волосы и откажут печенка, селезенка, не говоря уже о сердце. Давнишний каннибал, съедавший свою жертву в ослеплении голода, потерявший рассудок от сосущей пустоты в желудке, отравляется мясом себе подобного. Сегодняшние сытые и упакованные «душегубы при должности», которые разрушают судьбы себе подобных, отравляются их страданиями, их болью, их тоской…

Медленно, неуклонно, шаг за шагом людоедство становится главной стратегией нашей политики. Идет ли речь о детях-сиротах, которые одним голосованием Госдумы потеряли шанс на семью и обречены плакать ночами в своих казенных кроватках. Или о матерях, отбывающих заключение за не там и не так спетую песенку… О демонстрантах с Болотной, безоружных мирных людях, которых обвинили в насилии по адресу вооруженных до зубов стражей порядка… Или о питерских ученых-искусствоведах, у которых хотят отнять десятилетиями создававшийся Институт искусствознания. О шпиономании, ударяющей по самым благородным организациям нашей страны, – от общества защиты стерхов до общества, помогающего больным детям…

Как и автор той, давней, статьи начала 1920-х годов, я оставляю за скобками моральную оценку действий наших чиновников. Но хочу подчеркнуть, что людоедство рикошетом ударяет не только по каждому конкретному каннибалу, но и по людоедскому сообществу.

Государство-каннибал так же заражено и обречено, как и каждый душегуб в отдельности.

Ужас каннибализма состоит еще и в том, что его эманации отравляют атмосферу. Ужас висит над нашими душами и городами. И вот уже в эту каннибальскую вакханалию вовлекается общество. От чиновников в нашей стране давно никто ничего хорошего не ждет, но вот уже самые мирные обыватели оказываются зараженными бациллами человеконенавистничества.

Ненавидят людей с другим цветом кожи, с другими политическими взглядами, с другими религиозными убеждениями, другой сексуальной ориентации. А ведь ненависть равно разрушает организм ненавистника, будь она направлена на геев или на мусульман, на таджиков или на полицейских.

В самых мирных и радостных сферах нашего бытия – в сфере театрального искусства бушуют бури ненавистничества.

То авторитетный критик, всегда готовый поддержать и возглавить любое прогрессивное начинание, призовет коллег брать пример с одной из самых людоедских статей в истории театроведения. В ней автор в 1931 году (время, когда ломали церкви, сажали в тюрьмы и расстреливали священников) призывал власти обратить внимание и пресечь деятельность театра, христианские ценности пропагандирующего. Сегодняшний критик видит в этом образец смелости и уверяет, что всем-всем-всем надо следовать примеру храброго стукача (вот уж этот вид храбрости у нас никогда не был в дефиците).

Нежные дамы, готовые перевести через дорогу ежика, печатают тексты с призывами к вновь назначенным худрукам немедленно выгнать на улицу актеров, проработавших в театре годами и десятилетиями. И искренне удивляются, когда у худрука хватает здравого смысла не начинать работу со съедания всех неугодных.

Молодой режиссер, приглашенный на разовую постановку в театр, имеющий легендарное прошлое, размахивает программой, в которой среди прочего стоят угрозы разогнать всех, кто ему не пригодится.

Примеры можно длить до бесконечности.

Инфантильные людоеды-отморозки заполняют самые разные сферы жизни, и трупный запах стоит в воздухе.

Смешно учить взрослых людей элементарным заповедям человеческого поведения, в которых запрет на поедание себе подобных возник одним из первых.

Но может быть воззвать к инстинкту самосохранения? Людоедство ведь действительно очень вредная штука для здоровья: оно убивает куда вернее, чем яд. Откройте медицинские исследования и убедитесь!

Автор – театральный обозреватель «НИ»

Подпишитесь