Posted 15 апреля 2013, 20:00

Published 15 апреля 2013, 20:00

Modified 8 марта, 05:06

Updated 8 марта, 05:06

Призрак майдана под пальмой

15 апреля 2013, 20:00
Президентские выборы в Венесуэле закончились предсказуемой победой Николаса Мадуро – человека, которого Уго Чавес незадолго до своей смерти назвал преемником. Увы, ожидаемого успокоения в страну, обстановка в которой напряжена до предела, они не принесли. Соперник Мадуро Энрике Каприлес заявил, что не признает результа

Мадуро строил свою кампанию на безжалостной эксплуатации образа Чавеса. Согласно сайту MaduroDice.com, за месяц кандидат в президенты произносил имя почившего в бозе команданте более 7200 раз, то есть в среднем по 190 раз в день. Мадуро без стеснения напоминал, что именно Чавес привел его в политику и помог сделать головокружительную карьеру – от водителя автобуса до вице-президента. И, похоже, такая тактика сработала. Согласно данным Центризбиркома, он набрал 50,6% голосов избирателей. Но и у Каприлеса, в свое время боровшегося за президентское кресло с Чавесом, голосов немногим меньше – 49,4%. Поддержки всего 235 тыс. избирателей ему не хватило для победы. Этот разрыв еще больше впечатлит, если учесть, что за две недели до выборов преимущество Мадуро, согласно опросам, исчислялось двузначным числом. Столь маленький разрыв дает Каприлесу веские основания требовать полного пересчета бюллетеней. Это значит, что политическая обстановка в стране с одними из самых больших запасов нефти на планете, которой после полутора десятилетий правления Чавеса угрожает экономический кризис, будет обостряться.

«Мы победили по закону и по конституции, – заявил 50-летний Николас Мадуро с балкона президентского дворца Мирафлорес толпе сторонников, размахивающих флагами. – Но если бы я проиграл хотя бы один голос, то все равно признал бы поражение».

В то время как «чависты» запускали воскресным вечером фейерверки и гудели автомобильными сигналами, сторонники Каприлеса стучали в знак протеста в сковородки. В избирательном штабе оппозиции царила мрачная атмосфера, далекая от веселья. В заявлении Каприлеса утверждается, что его сторонники зафиксировали по всей стране 3200 нарушений, которые позволяют сомневаться в официальных результатах выборов. Оппозиция говорит, что и сама избирательная кампания прошла в несправедливой атмосфере. В частности, оппозиционеры указывают на то, что в избиркоме доминируют сторонники Чавеса. Мадуро, по утверждениям Каприлеса, сполна задействовал административный ресурс. В руках правительства, а значит, вице-президента были телевидение и радио. Общественная организация Monitoreo Ciudadano, следящая за выборами, утверждает, что в то время как оппозиции доставались считанные минуты эфира, у Мадуро были многие часы.

Надо отдать должное сопернику Каприлеса. После ожидаемого отказа оппозиции признавать результаты выборов Мадуро повел себя явно не в традициях многих стран, где возникали схожие ситуации. Вместо того чтобы наотрез отказаться от пересчета голосов и призвать соперника мужественно признать поражение, он позвонил в избирком и согласился на пересчет половины бюллетеней. Почему половины? Потому что пересчет всех займет слишком много времен и оставит страну без власти на несколько недель. Однако через несколько минут исполняющий обязанности президента перезвонил и согласился на пересчет всех бюллетеней. Мадуро или очень уверен в своей победе, что при таком разрыве представляется маловероятным, или убежден, что сумеет обеспечить нужный результат.

Подпишитесь