Несмотря на то что Россия присоединилась к ВТО еще в августе прошлого года, на сегодняшний день власти до сих пор не приняли нормативно-правовые акты, которые бы регламентировали наше членство в этой организации. В частности, не готовыми оказались документы по учреждению постоянного представительства РФ при ВТО. Интересно, что о представительстве российские власти, видимо, совсем забыли, поскольку в бюджете даже не запланированы расходы на его создание. Причем не только на 2013 год, но и на 2014–2015 годы. В докладе СП также утверждается, что власти все еще не решили вопрос о финансировании юридического сопровождения участия России в работе органа по разрешению торговых споров ВТО.
Аудиторы ведомства похвалили российские власти за то, что они «проводят значительную работу по адаптации отраслей экономики к новым условиям членства России в ВТО», но вместе с тем отметили, что необходимые мероприятия проводятся не всегда вовремя и в нужном объеме. К примеру, система господдержки российского экспорта значительно уступает зарубежным аналогам по масштабам и эффективности. Также Счетная палата считает необходимым расширить поддержку сельского хозяйства. Дело в том, что внутренняя поддержка по правилам ВТО делится на три корзины: «желтую», «зеленую» и «голубую». «Желтая» – это меры, которые оказывают искажающее воздействие на торговлю, и такие меры ограничиваются в пределах, которые страна–член ВТО согласовывает при присоединении. Согласно обязательствам, принятым Россией при вступлении в ВТО, на поддержку сельского хозяйства в 2012–2013 годах государство сможет тратить 9 млрд. долларов в рамках «желтой корзины», потом объем финансовых вливаний плавно снизится до 4,4 млрд. долларов в 2018 году. «Отмечена необходимость расширения мер государственной поддержки сельского хозяйства, относящихся к «зеленой корзине», а также использования имеющегося резерва в части применения мер господдержки в рамках «желтой корзины»», – подчеркивается в сообщении СП.
Отдельно аудиторы описали неподготовленность к условиям членства в ВТО российских регионов. На федеральном уровне не ведется мониторинг влияния присоединения России к организации на социально-экономическое развитие субъектов страны. В большинстве регионов отмечается отсутствие нормативно-правовых актов и методических рекомендаций по вопросам адаптации их экономики к функционированию в условиях ВТО. Кроме того, отсутствует постоянная система взаимодействия федеральных и региональных органов госвласти по данному вопросу.
Получается, что российские чиновники вели переговоры о вступлении нашей страны в ВТО начиная с 1993 года, без малого 18 лет, а о простейших вещах не подумали. Со стороны это похоже на традиционную российскую безалаберность. «Любые проколы и недочеты в рамках ВТО могут нам обойтись очень дорого, – говорит «НИ» директор Центра политической информации Алексей Мухин. – Наши партнеры по ВТО собаку съели на том, что ищут такие вот проколы, а потом в дальнейшем выкатывают немалые штрафы. Это будет весьма существенный удар по бюджету. По большинству перечисленных вопросов претензии предъявлять надо к техническим исполнителям, то есть чиновникам, которые за эти процессы отвечают».