Выяснилось, что работодатели в борьбе с курением выбирают как метод «пряника», так и «кнута». 30% компаний считают, что денежное поощрение работника, который бросил курить, – это отличная идея. 51% работодателей считают премию и надбавку к зарплате в таком случае неоправданными. Около 40% компаний ввели ряд ограничений для курящих сотрудников: так, в 26% компаний запрещено курить в здании, в 5% запрещено устраивать перекуры, в 1% курящих штрафуют, а в 13% отслеживают время, потраченное на курение. Иногда сотрудников заставляют задерживаться на работе на такое же время, которое они провели в курилке. Однако 58% работодателей считают, что со своими вредными привычками должен разбираться сам сотрудник. При этом в 64% компаний принято выходить на улицу, чтобы закурить; в 33% есть курилки. Прямо на рабочем месте курят только 3% сотрудников.
Самой частой причиной, по которой вводятся запреты, касающиеся курения, стало требование генерального директора (35%). В остальных случаях это пропаганда здорового образа жизни (30%), традиция коллектива (22%), а только в 5% компаний – отклик на новый закон.
Обычно работодатель интересуется тем, курит ли работник, еще при приеме на работу. В 16% случаев курящему отказывают, в 46% спрашивают лишь из любопытства, на решение о принятии на работу это никак не сказывается, а 38% компаний не обращают на это никакого внимания. Любопытно, что в каждой третьей компании курящих людей считают менее эффективными. По мнению работодателей, это связано с тем, что постоянные перекуры и более слабое здоровье курильщиков мешает им работать.
Есть и противоположное мнение, которого придерживаются 16% респондентов – курильщики трудятся лучше, потому что чередуют работу с перекурами, во время которых отдыхают. 42% компаний считают, что курение и работоспособность никак не связаны между собой.
Запретительные меры не помогут курильщикам работать лучше, полагает в беседе с «НИ» социальный психолог Наталья Варская. «Если курящему человеку запретить делать перекуры, его работоспособность очень заметно снизится. Совсем некурящий человек выполняет свою работу так же эффективно, как и курильщик, который периодически выходит в курилку», – говорит психолог. По ее словам, эффективнее поощрять некурящих сотрудников, нежели штрафовать курящих. «Если работодатели нанимали думающих людей, то эффективным является поощрение отказа от курения. Угрозы и страх – мотивации для людей не думающих», – заявила «НИ» г-жа Варская.