Минутная слава

12 апреля 2013, 00:00
Ежедневно в Москве проходят сотни кастингов: рекруты отбирают подходящие типажи для съемок в кино, сериалах, рекламных роликах, а также для наполнения массовкой зрительного зала многочисленных телепередач. «Новые Известия» попытались разобраться, что стоит за стремлением попасть «в ящик» и какая у минутной славы оборот

Абсолютно любой человек, вне зависимости от возраста, профессии или типажа, может пережить «минуту славы» или, как поется, «попасть на ТВ». Было бы желание. Для одних, правда, это заканчивается действительно только «минутой», а для других становится профессией, многие годы приносящей неплохой доход. Так, небезызвестная ныне Светлана Курицына («Света из Иваново») в 2011 году стала героиней видеоролика, записанного журналистом Евгением Гладиным: девушка, выступавшая за «Наших», всячески восхваляя «Единую Россию», произнесла коронную фразу: «Мы стали более лучше одеваться»… Спустя некоторое время провинциалка, ставшая звездой YouTube, стала ведущей собственного шоу на одном из центральных телеканалов. Более того, такой известной, что на нее в марте этого года даже было совершено покушение.

Пенсионерка Альбина Евтушевская, ранее трудившаяся в Моршанске на текстильной фабрике и не помышлявшая об артистической карьере, стала-таки актрисой, пусть и непрофессиональной, в 64 года. Колоритную старушку в метро заприметила режиссер по актерам Анжелика Грицук, и понеслось... В фильмографии Альбины Станиславовны небольшие роли в картинах знаменитых режиссеров: она снималась у Ренаты Литвиновой в «Последней сказке Риты», у Карена Шахназарова в «Палате №6», у Кирилла Серебренникова в «Измене» и во многих других известных кинолентах и сериалах.

Экономист Олег Есипов, несмотря на многочисленные съемки, даже с такими известными актерами, как Харрисон Форд, не захотел делать кинокарьеру.
ФОТО ЕКАТЕРИНЫ ВАРЮХИЧЕВОЙ

Всемирная сеть пестрит объявлениями о кастингах на всевозможные проекты – фильмы, сериалы, рекламные ролики, телепрограммы… Как правило, молодые люди (хотя среди соискателей встречаются и вполне состоявшиеся граждане) активно «ведутся» на предложение «попасть на экраны телевизоров и проснуться знаменитым». Не удержавшись от такого соблазна, сотрудница пресс-службы одной крупной энергетической компании Алиса Дубина, увидев по «ящику» приглашение на кастинг, решила попробовать себя в роли телеведущей на одном из музыкальных каналов. «В назначенный день я пришла на кастинг и столкнулась с каким-то невероятным числом желающих стать телезвездами. Но у меня, видимо, не было такой сильной мотивации, чтобы достоять эту бесконечную очередь, поэтому в итоге непосредственно на пробы я не попала», – рассказала корреспонденту «Новых Известий» несостоявшаяся телеведущая. Пробы проходили в течение 12 часов с перерывами на съемки текущих программ. Все это время соискатели томились в ожидании и надежде, что стоит им погрустить, посмеяться и изобразить прочие эмоции «на камеру» (в этом смысл «просмотра»), как их заметят и пригласят на ТВ. «Я пошла на этот кастинг из-за скуки, – добавила Алиса. – К тому же мне всегда говорили, что с моими внешними данными, дикцией и прочим мое место на телевидении. И я решила: а вдруг это мой, грубо говоря, последний шанс? Вдруг повезет?»

Психолог Павел Пономарев сказал «НИ», что у стремления людей «попасть на ТВ» целый ряд причин – и экономических, и психологических, и социокультурных. «Если говорить про психологические причины, то люди, относящиеся к так называемой истероидной группе, используют внимание для того, чтобы обозначить собственную значимость в обществе. Им кажется, что за счет получения некой популярности они смогут реализоваться в социуме. Им нужно показать себя, и не важно, каким именно образом они заявляют о себе».

По словам психолога, сейчас во всем мире стали востребованы не столько профессионалы, сколько так называемые фрики – некие яркие, эпатажные люди, которые всегда привлекают внимание. «Такой человек-фрик хорошо «вплетается» в экономическую составляющую той или иной передачи и востребован, – отметил г-н Пономарев. – Соответственно, такая фрик-культура формирует потребность в том, чтобы на телевидении оказывалось все больше и больше подобных персонажей. Спрос порождает предложение».

Но есть и те, кто участвует в различных проектах «ради интереса», вовсе не стремясь сделать на этом карьеру. Так, пенсионер Олег Есипов, экономист по образованию, начал сниматься в массовке еще в 1975 году. По тем временам участникам массовых сцен платили по 3–5 рублей. Как рассказал «НИ» г-н Есипов, его первым фильмом стала картина «Три дня ефрейтора Збруева». Через какое-то время его «приметили» и стали уже целенаправленно приглашать в эпизоды. Олег Васильевич в фильме «Судьба» Матвеева со взводом немецких солдат «расстреливал» актрису Валерию Заклунную (она играла жену секретаря обкома), вместе с Борисом Андреевым играл в фильме «Моя работа», а также снимался с Владимиром Высоцким в ленте «Как царь Петр арапа женил» и с Харрисоном Фордом в зарубежном фильме «К-19».

«Света из Иваново» продемонстрировала на модном показе, что «мы стали более лучше одеваться».

«Мне было просто очень интересно сниматься в различных проектах, посмотреть, как все устроено по ту сторону экрана, – признается «НИ» г-н Есипов. – Я не планировал делать на этом карьеру. Это даже не являлось для меня дополнительным заработком – по тем временам я получал на основной работе очень неплохие деньги. А профессия актера очень зависимая, это работа на износ. И соблюдать этот ненормальный режим под силу только молодым. Я видел, как знаменитые артисты спят прямо в павильонах. И даже удивлялся перевоплощению этих людей на экране, когда они сначала лежат никакие, а потом им, как говорится, воткнули шило, и они побежали. Кроме того, на моей памяти немало случаев, когда актеры уходили из жизни молодыми».

Несмотря на обилие приглашений на кастинги, случайного отбора, как правило, не бывает: актеров (профессиональных и самодеятельных) или участников во всевозможные телепередачи выбирают из уже имеющейся базы. То есть рассчитывать на то, что директор по кастингу, случайно увидев вас на улице, тут же пригласит сниматься, особо не стоит. Хотя и такое тоже случается.

Кроме того, нередко бывают случаи, когда люди, называющие себя сотрудниками кастинг-отделов, попросту обирают участников проектов. Например, зрителям, которые целый день проводят в студии на съемках той или иной передачи, в итоге могут заплатить рублей 200, хотя изначально речь шла о более высокой сумме. Причем зачастую участник расписывается в «пустой» ведомости, а деньги ему выдают наличными.

Пенсионерка Альбина Евтушевская благодаря своей колоритной внешности стала актрисой в 64 года.

Но иногда люди готовы сами кому угодно заплатить, лишь бы «засветиться». В частности, это касается всевозможных конкурсов красоты, особенно тех, в которых участвуют дети. Родители выкладывают огромные деньги за то, чтобы их чадо стало знаменитым. Например, чтобы маленькая принцесса поучаствовала в конкурсе красоты, надо заплатить взнос от 150 тыс. рублей (сумма зависит от престижности конкурса). Плюс придется раскошелиться на оплату педагогов и репетиторов, а также обеспечить юную модель красивыми и недешевыми нарядами (один конкурсный костюм может стоить в среднем 30–50 тыс. рублей). Причем «отбить» потраченные деньги удается далеко не всегда: премия за призовое место может составлять всего 50–70 тыс. рублей (зависит опять же от престижности конкурса). Зато если у ребенка на голове окажется заветная корона да еще и титул какой-нибудь «Мисс», родители могут рассчитывать, что их чадо обеспечит им вполне безбедное существование.

Как пояснил «НИ» психолог Павел Пономарев, родители, озабоченные тем, как бы прославить своих детей, таким образом пытаются, как правило, самоутвердиться, компенсировать собственную непопулярность: «Ребенок здесь выступает как некая жертва. Жертвуется его психическое здоровье затем, чтобы родители получили некую славу – они воспитали знаменитого ребенка». При этом, по словам психолога, у чада, с юных лет окунувшегося в водоворот «красивой жизни» знаменитости, могут выработаться искаженные представления о себе, о реальной жизненной ситуации: «Личность становится в каких-то контекстах инфантильной. Но это не бросается в глаза, поскольку сильно поддерживается со стороны семьи. Это проявится позднее, когда что-то изменится – не будет спроса на ребенка, он перестанет быть интересен. Это отсроченные последствия». Кроме того, ребенка может травмировать отказ, если его, например, не выбрали в какой-то проект. «Ему таким образом говорят, что он хуже другого. И тогда у ребенка может развиться комплекс неполноценности, – добавил г-н Пономарев. – Был кастинг (а это яркое, сильное впечатление), но там тебе показали, что ты хуже. И тогда появляется основа для эмоциональной травмы и низкой самооценки. И родители должны это очень хорошо понимать».

#Общество #Кино #Новости #Шоу-бизнес #ТВ #Елена Северьянова
Подпишитесь