Во вторник в московских кассах стали возвращать билеты за концерт Марка Нопфлера, который не состоится. 63-летний музыкант, основатель Dire Straits, решил отказаться от выступлений в России (7 июня в Москве и 8 июня в Петербурге) по политическим причинам. А именно – из-за давления российских властей на правозащитные организации.
Отмена концерта в России в знак протеста – вообще-то шаг беспрецедентный. Если, конечно, не считать Вахтанга Кикабидзе, обозлившегося на российские власти в разгар конфликта вокруг Цхинвали. Прецеденты были другого рода: некоторые западные музыканты предпочитают вообще не приезжать в нашу страну (таких мало, но они есть), а большинство общественно активных артистов устраивают разного рода акции на своих российских концертах, как это было в разгар процесса над Pussy Riot.
Нопфлер был как раз в числе тех, кто возмутился судом над девушками, набедокурившими в храме. Тогда его гастроли в России не были запланированы, и потому никакого жеста, кроме заявления в поддержку девчонок, не получилось. Остальные, как мы помним, резвились от души: кто-то произносил речи в поддержку «пусек», кто-то посвящал им песни, кто-то выходил в майках в поддержку. Мадонна написала на спине Pussy Riot и прочла в «Олимпийском» целую лекцию о свободе слова. А потом у нее были региональные агитбои на Дворцовой площади по поводу гомосексуалистов.
Битва с «иностранными агентами» – новая серия российского политического сериала – могла бы навеять господину Нопфлеру тоже что-нибудь креативно-экзотическое. Можно было бы, например, нацепить футболку «Я иностранный агент». Или зрителям раздать шарики с надписью «Я спонсирую Запад» – хотя это, скорее, по части прокремлевских движений. В России топ-музыканты привыкли зарабатывать чуть больше обычного, и отказываться от гастролей им очень невыгодно. А устроить в рамках концерта акцию протеста – выгодно вдвойне: и денег можно срубить, и пиар себе сделать неслабый. Поэтому отказ Нопфлера от концерта, а значит, и от гонорара (а возможно, он и неустойку заплатит) – более серьезная акция, чем все истории с Мадонной вместе взятые.
Справедливости ради надо сказать, что аллергия у западных музыкантов в отношении российских властей имеет еще одно немаловажное объяснение. Дело в позиции посредников, работающих с российской стороны с западными артистами. Значительная часть нашего околомузыкального истеблишмента, включая промоутеров, журналистов, организаторов фестивалей и продюсеров, работающих в сегменте серьезной современной музыки и имеющих вес на Западе, мягко говоря, недолюбливают Владимира Путина. Сложно сказать, с чем это связано – возможно, с историческим контекстом: как известно, настоящие меломаны (к примеру, битломаны) в СССР тоже были, мягко говоря, не оплотом социализма и любые попытки закрутить гайки между Россией и Западом по-прежнему воспринимают в штыки.
Так или иначе, наиболее спорные решения российских властей, связанные со свободой слова или самовыражения, всплывают и обостряются в ходе обсуждения рабочих вопросов или просто в ходе интернет-переписки (речь, конечно, не идет о том, что организаторы концерта Нопфлера уговаривали его не приезжать – это абсурд, дело обстояло ровно наоборот). Притом, конечно, это искренняя позиция музыкантов. Но не исключено, что именно такого рода настроения служат катализатором демаршей топ-музыкантов в России. Кинозвезды и, скажем, спортсмены стараются держаться от политики подальше. Они, правда, и в целом не столь склонны к анализу общественно значимых проблем.
Российские музыканты, как и их западные коллеги, тоже имеют свою довольно четко выраженную позицию. Но, находясь в России, что в советское время, что сейчас, без ущерба для своего таланта и своей карьеры можно делать только то, что делает Макаревич. Макаревич вообще является мерилом безнаказанного протеста в нашей стране – что характерно, этот протест происходит не без пития пива с президентами. Позиция «ДДТ» более бескомпромиссная, но вот в Брянске уже завернули их концерт, намеченный на 20 апреля. Раздражают, наверное, губернатора. А ну как брякнут на вверенной губернатору территории что-нибудь крамольное. Их же даже иностранными агентами после этого не обзовешь. Потому что кому эти деревенские бродяги там, на Западе, нужны со своими песенками да стишками?
Автор – музыкальный обозреватель