Posted 7 апреля 2013, 20:00

Published 7 апреля 2013, 20:00

Modified 8 марта, 05:11

Updated 8 марта, 05:11

Спешить с приватизацией ТЭК опасно для государства

7 апреля 2013, 20:00
Сюжет
Деньги
Спешить с приватизацией ТЭК опасно для государства

Сегодняшний либерализм в корне отличается от того учения, которое во второй половине XVIII века открыло эпоху Просвещения и провозгласило свободу личности высшей ценностью человечества. Ценности сегодняшнего либерализма закреплены скрижалями Вашингтонского консенсуса и сводятся к тому, что государство должно служить не своему народу, а крупнейшему бизнесу, и смысл общественной деятельности как таковой заключается не более чем в обслуживании процесса извлечения прибыли. Из чего – не важно: хоть из собственной родины, хоть из собственной матери.

Социально-экономическую политику российского государства по-прежнему определяют либералы – именно поэтому она не менее разрушительна для общества, чем приватизация 90-х, проведенная Чубайсом. И именно сейчас новые либералы опять тянут страну в новую, ускоренную приватизацию, которая должна коснуться такой важной в социальном и политическом плане отрасли, как ТЭК. К каким печальным результатам привела первая приватизация 90-х, помнят все; к чему, кроме обогащения отдельных бизнес-элит, приведет новая волна – неизвестно, но не вызывает сомнения, что страна опять окажется в проигрыше. При этом практика показывает: приход частного капитала в топливно-энергетический комплекс далеко не всегда успешен. Например, принадлежащий Вексельбергу «КЭС-Холдинг» уже не первый год испытывает финансовые трудности и вполне безуспешно пытается то найти партнеров, то избавиться от части энергетических активов.

Чем опасно присутствие частного капитала для нас, простых потребителей? Прежде всего значительным повышением тарифов на электроэнергию, вызванным, разумеется, не злоупотреблением монопольным положением, а исключительно «экономической целесообразностью». Удорожание энергии и услуг ЖКХ постоянно будоражит российское общество, но если сейчас государство, еще не полностью утратившее контроль над ситуацией, порой все же успевает вмешаться и дать по шапке, то что произойдет, когда отрасль полностью отойдет частникам, остается только догадываться.

Ясно, что новые либералы и окружающие их бизнес-элиты не могут обойтись без лидера, который лоббировал бы их интересы. Ключевым управленцем, «рабочей лошадкой» российского либерального клана представляется вице-премьер Аркадий Дворкович. Он по праву заслужил свое нынешнее положение многолетними неустанными стараниями, но, тем не менее, умеет ускользать от огня общественной критики или же, напротив, подставлять под нее третьестепенные по значимости фрагменты своей богатой биографии.

Обличители, например, его дагестанских связей производят на общем историческом фоне торжества либерального клана без преувеличения комичное впечатление. Дело ведь не в жене и не в личных знакомствах – дело в системе интересов, определяющей образ жизни. Дружи нынешний вице-премьер в вузе не с дагестанцами, а, скажем, с туркменами, и женись он на девушке из Туркмении – туркменский бизнес, возможно, занимал бы в жизни сегодняшней России то же место, что и дагестанский. Но на позиции российского олигархата и на образ действий обслуживающего его либерального клана это не оказало бы заметного влияния. Ибо либерализм как современная идеология заключается просто в обслуживании частного бизнеса – того, кто сильнее. Поэтому вокруг почти любого либерала во власти немедленно формируется олигархический пул, интересы которого он отчаянно отстаивает. Исключений не так уж и много, и связаны они обычно с редкими ситуациями, когда соответствующий либерал формирует такой пул сам, превращая в олигархов своих знакомых и подчиненных (правда, для этого надо быть фигурой масштаба Потанина или Чубайса).

Насколько можно понять, в первую очередь, в интересах приближенных олигархов и проводится раздача государственных активов, в том числе и в стратегических отраслях, именуемая приватизацией (которую блаженные, все еще бредящие о нелепых в олигархически-либеральной системе, будто скопированной с «семибанкирщины» 90-х, «государственных интересах», зовут «поспешной», «непроработанной» и, что особенно комично, «грабительской»). Вице-премьер Дворкович по праву считается одним из локомотивов современной приватизации. В рамках борьбы за интересы частного бизнеса продвигалась даже идея о том, что средства, получаемые государством от приватизации того или иного предприятия, должны немедленно передаваться его новым частным владельцам – так сказать, «на развитие». И нет уверенности в том, что через некоторое время этот абсурдный по своему вредительскому характеру механизм не начнет применяться в широких масштабах.

Уже сейчас не просто активно лоббируется, но и вполне серьезно обсуждается снижение доли государства в вобравшей в себя ТНК-ВР «Роснефти» до 50%, а в Сбербанке и ВТБ – и вовсе его отказ даже от контрольного пакета. На очереди «Интер РАО», «Газпром» и другие предприятия ТЭК, между тем стратегическая значимость всех этих корпораций не вызывает сомнений.

Вице-премьер Дворкович, помимо дагестанских олигархов, показал себя весьма эффективным сторонником, например, Владимира Евтушенкова. Так, принадлежащая АФК «Система» «Башнефть» получила лицензию на разработку месторождения Требса и Титова в Ненецком автономном округе, – при том, что у компании даже не было мощностей для его освоения, а отклонение большинства конкурсных заявок от крупных нефтяных компаний вызвало скандал. Чтобы все-таки освоить месторождение, «Башнефти» пришлось создавать совместное предприятие с ЛУКОЙЛом (который, собственно, и разведал месторождение, и считался основным претендентом на его освоение). Это совместное предприятие не только не было анонсировано при проведении конкурса, но и потребовало изменения лицензии «Башнефти».

Похоже, что Дворкович, будучи куратором ТЭК в правительстве, связан и с планами передачи распределительных сетей Башкирии, Пермского края, Свердловской и Челябинской областей в руки частного капитала. Это должно произойти в результате объединения двух крупных сетевых компаний – ОАО «Башкирская электросетевая компания», на 92% принадлежащая евтушенковской АФК «Система», с «МРСК Урала», 32,5% которой принадлежит Виктору Вексельбергу. Объединение будет проводиться таким образом, что государство получит в объединенной структуре меньше контрольного пакета. Понятно, что это создаст реальную угрозу нового витка монопольных злоупотреблений в сфере электроэнергетики, но что для лоббистов интересы общества по сравнению с интересами олигархических структур!

А совсем недавно стало известно о возможных планах другого не менее известного олигарха – Михаила Фридмана войти в ТЭК. Совсем недавно, 21 марта была закрыта сделка по выкупу акций ТНК-ВР у британской компании ВР и российского консорциума AAR. Государственная «Роснефть» заплатила российским акционерам, среди которых и Михаил Фридман, почти 28 млрд. долларов. Имея такие свободные средства, Фридман, насколько можно судить, рассматривает возможности приобретения госпакетов в одной из трех компаний энергосектора – «Русгидро», «Интер РАО» или «Россети». Речь идет, скорее всего, о 14% «Интер РАО», и здесь не обойтись без согласия курирующего эту отрасль в правительстве Дворковича.

Интересным обещает стать и вероятное вмешательство вице-премьера Дворковича в конфликт вокруг «Иркутскэнерго». После провала связываемой с его именем попытки передать гидроэнергетику под контроль Дерипаски, контролируемое последним (его доля 50%) «Иркутскэнерго» стало скупать его же металлургические активы, потратив на это 4,3 млрд. руб. Это напоминало вывод госсредств и вызвало отчаянный протест государственного «Интер РАО», собравшегося продать свою долю (40%) «Роснефтегазу», совет директоров которого возглавляет Игорь Сечин. Его столкновение с Дерипаской, если оно произойдет, даже с учетом поддержки последнего всем либеральным кланом станет столкновением равных сил и может резко изменить всю политическую картину современной России, являющуюся динамичным равновесием противоборствующих либерального и силового кланов.

Остается лишь надеяться, что в этом или ином столкновении будет изменена унаследованная от «проклятых 90-х» система, при которой высшие чиновники, похоже, служат не обществу, но, как во времена «семибанкирщины», олигархам. А для этого мало очистить слой вице-премьеров от профессиональных лоббистов, мало даже разгромить либеральный клан – надо оздоровить государство как таковое.

Автор – директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук

Подпишитесь