С особым трепетом подошел к юбилейной дате Денис Мацуев – в Концертном зале Чайковского два вечера подряд он исполнял сочинения Рахманинова, причем столичные выступления лишь одна из составляющих фестиваля «Рахманинов-гала». Вслед за московской публикой праздничные программы с солистом Мацуевым вскоре услышат поклонники русской музыки в Вене, Париже, Токио. Всего в списке пятнадцать городов мира, и есть все основания полагать, что каждой концертной площадке обеспечен переаншлаг.
Но отметить день рождения композитора именно в России для Мацуева дело принципа. У пианиста с его выдающимся предшественником связь теснее, чем у кого-либо из его коллег, и суть не только в том, что, по мнению музыкальных авторитетов, Мацуев номер один среди современной пианистической братии в исполнении Рахманинова. Благодаря внуку композитора Александру Борисовичу (к сожалению, он не дожил полгода до юбилея своего великого предка) солист-сибиряк несколько лет назад получил уникальную возможность – пожить на швейцарской вилле Рахманинова и даже записать на личном рояле композитора диск. Для этого проекта исторический артефакт был отреставрирован мастерами Steinway. Эксклюзивности альбому добавил и другой момент, содержательный. Потомок композитора возложил на Мацуева ответственную миссию – представить неизвестные архивные сочинения Рахманинова – сюиту и фугу для оркестра в переложении для рояля. Однако в программу московских концертов вошли не они, а произведения, которые любитель классической музыки знает досконально, с первого и до финального аккорда: Второй и Третий фортепианные концерты, Рапсодия на тему Паганини, Вторая симфония и любимейшее произведение самого автора «Вокализ».
Для участия в столичном мини-фестивале Мацуев пригласил американского дирижера с русскими корнями, обладателя многочисленных «Грэмми» Леонарда Слаткина. Несмотря на то что не так давно маэстро перенес сердечный приступ, он с юношеской легкостью и задором брался за энергичные темпы, не уступая в динамичности исполнения самому Мацуеву. Симфонический оркестр имени Светланова, чьи удачные выступления уже воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, вдумчиво и инициативно следовал за дирижерской мыслью, полностью раскрыв свой потенциал во Второй симфонии Рахманинова. Подопечные молодого худрука Владимира Юровского с каждым выходом на сцену все настойчивее заявляют о себе как о коллективе, способном держать высокую планку в условиях даже многодневного концертного марафона, оставаясь при этом в хорошем музыкальном тонусе. Два вечера, посвященные музыке Рахманинова, не стали для оркестра исключением.
Фортепианную составляющую Денис Мацуев довершил двумя разнохарактерными исполнениями на бис. Выбор музыканта пал на один из этюдов-картин Рахманинова, тонкий и певучий. Сам пианист не раз признавался, что исключительность сочинений русского классика для него лично заключается в том, что композитор буквально «заставляет инструмент петь». Венчала же выступление Мацуева в Москве его любимая прелюдия соль-минор.