Вчера Дмитрий Медведев подписал программу социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. Глава правительства также поручил создать специальную группу, которая обобщит все законы, касающиеся развития региона, и не исключил, что в ближайшее время может быть подготовлен специальный закон по Дальнему Востоку.
Медведев призвал чиновников начинать реализацию программы немедленно, однако до сих пор не определены источники ее финансирования. По оценкам Министерства по развитию Дальнего Востока, общая стоимость проекта составит 10 трлн. руб., из них 3,8 трлн. руб. придется на бюджетное финансирование. Однако у российских властей на данном этапе нет таких денег. В ходе заседания комиссии министр финансов Антон Силуанов заявил, что объем расходов на развитие Дальнего Востока потребует определения приоритетов бюджетного финансирования на ближайшие годы. «Дмитрий Анатольевич, будем формировать бюджет 2014–2016 годов, будем изыскивать ресурсы на реализацию этой программы, но все-таки повторяю, что нам придется и осуществлять вопрос приоритезации того объема средств бюджета, который сегодня у нас спланирован на предстоящую трехлетку», – обратился министр к главе правительства. «Приоритеты всегда нужно расставлять, это понятно, один из важнейших государственных приоритетов – это Дальний Восток, – словно отрезал в ответ Дмитрий Медведев. – Вот я хотел бы, чтобы Минфин из этого исходил».
Пока правительство решило сосредоточиться на транспортной и энергетической инфраструктуре региона, проект развития которой расписан поэтапно до 2017 года. Так, за это время планируется направить 980 млрд. руб. на реконструкцию БАМа и Транссиба. В результате грузопоток через БАМ и Транссиб к 2015 году должен возрасти с сегодняшних 16 млн. тонн до 38 млн. тонн в год, а к 2020 году – до 54 млн. тонн. Еще 101 млрд. руб. предлагается потратить на реконструкцию двух крупных аэропортов в Улан-Удэ и Петропавловске-Камчатском и 61 более мелких аэродромов в других регионах Дальнего Востока. На строительство автомобильных дорог предполагается выделить 60 млрд. руб. Еще 25 млрд. руб. будет направлено на развитие транспортной инфраструктуры. Кроме того, 58 млрд. потратят на развитие магистральных и распределительных сетей, в общей сложности речь идет о 10 объектах. Также планируется построить 12 новых энергетических объектов за 33 млрд. руб.
Отметим, что пока правительство готово выделить на вышеуказанные цели чуть более 500 млрд. руб. Как сообщил вчера глава Минэкономразвития Андрей Белоусов, 47 млрд. руб. уже предусмотрены на 2013 год в рамках действующих программ. В качестве основного источника дальнейшего финансирования Дмитрий Медведев предложил использовать доходы, полученные от управления средствами фонда национального благосостояния (ФНБ). Также, по мнению главы кабинета министров, для реализации инвестиционных проектов как заемные средства могут быть использованы средства Пенсионного фонда. Однако программа предполагает, что ежегодно на ее реализацию будет требоваться около 100 млрд. руб., в то время как доходы ФНБ, по данным г-на Белоусова, составляют порядка 70–80 млрд. руб. ежегодно. «Поэтому еще где-то 20–30 млрд. руб. нам потребуется общими усилиями найти», – заключил министр.
Трудности с финансированием – не единственная проблема, связанная с программой развития региона. Председатель комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов считает, что власти пока весьма однобоко подходят к развитию субъекта. По его словам, вкладывать деньги нужно не только в транспорт и энергетику. «Я неоднократно предлагал написать специальный закон по развитию региона, – сказал «НИ» депутат. – Мало обозначить сумму, необходимо разработать план конкретных мероприятий. В законе должно быть расписано развитие социальной инфраструктуры, дорог, сельского хозяйства, промышленности, всего того, что человека привлекает, что может заставить его оставаться жить, работать в регионе, а не убегать отсюда. Нужно создавать рабочие места, развивать реальный сектор экономики. Во главе угла должны быть инвестиции в человека. Сами по себе деньги не работают».
На нынешнем этапе власти пока пытаются вносить различные поправки в законодательство, которые бы повышали инвестиционную привлекательность региона. В частности, недавно Минфин подготовил проект поправок в Налоговый кодекс, которые должны стимулировать «инвестиционную деятельность и создание новых промышленных предприятий и высокотехнологичных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и Забайкальского края». Речь идет о специальных преференциях для компаний, инвестирующих в регион. Правда, производители алкогольной продукции и табачных изделий рассчитывать на налоговые льготы не могут.
Кроме того, Дмитрий Медведев не отступает от собственной идеи создания на Дальнем Востоке офшорной зоны. «Я только одно скажу: эта тема не просто так выскочила. Это не эмоциональная реакция на какие-то специфические процессы, которые происходят в еврозоне», – отметил премьер-министр.