– Накануне «Московской сабли» вы заметили, что существует определенная связь между успешным выступлением на этом турнире и Олимпийских играх.
– Эти соревнования знаковые для нашего самого заслуженного вида оружия имеют очень долгую и славную историю. Все наши мастера от Виктора Сидяка до Николая Ковалева, успешно выступая на «Московской сабле», затем продолжали свой победный путь на чемпионатах мира и Олимпийских играх. Обратите внимание хотя бы на прошедший сезон – победители «Московской сабли» Софья Великая и Николай Ковалев завоевали личные медали в Лондоне. Пусть и не золотые, но их ценность от этого не становится ниже. А сейчас, поскольку до следующей Олимпиады в Рио-де-Жанейро еще далеко, турнир важен с точки зрения поиска молодых перспективных спортсменов. Олимпийские игры – соревнования, как известно, особые, там часто побеждают именно молодые. Например, если взглянуть на статистику, на пяти последних Олимпиадах чемпионами в сабле становились люди, которым на тот момент было 21–24 года. Так что сегодняшние юниоры – это как раз те, кто будет претендовать на золотые медали через четыре года в Рио-де-Жанейро.
– С этой точки зрения турнир оправдал ожидания?
– К сожалению, новых открытий я для себя на нынешнем турнире не сделал. Лидерами сборной остаются Алексей Якименко, Николай Ковалев и Вениамин Решетников. Правда, стоит отметить Камиля Ибрагимова, Никиту Проскуру и Илью Моторина, которые пробились в 1/8 финала. 19-летний Ибрагимов уже успел выиграть один из этапов взрослого Кубка мира. Кстати, он единственный, кто успел отметиться победой на столь крупных соревнованиях. В Москве 1/8 финала он проиграл Якименко, но в борьбе и тем самым сделал серьезную заявку на участие в чемпионатах Европы и мира. Сейчас посмотрим, как он выступит на юниорском первенстве мира в Порече. Что же касается выступления в командном турнире, то ребята немного разочаровали. Почему? Команды как таковой я не увидел. К сожалению, фехтовали только два человека – Ковалев и Решетников, Якименко – нет. Но я делаю скидку на то, что Алексей только начал подготовку к сезону. До чемпионатов Европы и мира у него еще есть время, чтобы набрать форму.
– Что можете сказать об одной из самых опытных спортсменок сборной Софье Великой, которая призналась, что свой проигрыш в лондонском финале никому не известной кореянке до сих пор не может вспоминать без сожаления?
– Да, в Лондоне за Великую было особенно обидно, недооценила соперницу… После Олимпиады Софья брала довольно длительную паузу, но я считаю, что сейчас она неплохо входит в соревновательный сезон. К сожалению, никто из наших девочек, кроме Сони, не попал в четвертьфинал, хотя и уступили в интересных, равных по силам поединках. Ждал большего от Дины Галиакбаровой, она многократная чемпионка мира в команде, но в этом сезоне хорошо проявляет себя именно в личных турнирах. У нее пока самые стабильные результаты в женской сабельной сборной. Возможно, сказалась излишняя нервозность, ведь мы выступали в родных стенах, а это всегда непросто.
– После колоссальной неудачи, которая постигла наших фехтовальщиков на Играх в Лондоне, с каким настроением начинаете новый олимпийский цикл?
– Знаете, я все-таки настроен оптимистично. Потенциал как взрослой, так и юниорской сборной говорит о том, что в ближайшей перспективе мы останемся одними из ведущих игроков на этом поле. И стратегия Федерации фехтования России в отношении следующих Олимпийских игр не меняется – мы также нацелены на завоевание призового общекомандного места и как минимум двух золотых медалей. И сейчас планомерно будем идти к этому результату. Мы провели анализ неудачного выступления, сделали кадровые перестановки, чтобы оптимизировать тренировочный процесс. Ну а верны или нет эти решения, будем смотреть по результатам всего сезона, и прежде всего чемпионата мира, который состоится в начале августа в Будапеште.
– Какую задачу на данный момент вы как вице-президент Федерации фехтования России считаете самой главной?
– Подготовить боеспособный резерв. Сейчас вообще прослеживается общая тенденция – сборные многих стран делают ставку на молодежь, и думаю, в ближайшее четырехлетие мы будем наблюдать смену поколений во всех видах. Нам следует иметь это в виду и решать не только локальные, но и стратегические задачи. Старшие тренеры в каждом виде оружия должны довести способных ребят до взрослой национальной команды и за три-четыре года сделать из них соискателей олимпийских наград. Если говорить о сабле, то пока первая тройка – Решетников, Ковалев, Якименко – ушла далеко вперед, и меня это немного расстраивает. Хотелось бы, чтобы конкуренция между опытными мастерами и резервом была более яркой.
– Президент Федерации художественной гимнастики Ирина Винер утверждает, что в России ее видом спорта сейчас занимаются больше детей, чем футболом. Но во многих летних видах спорта прослеживается обратная тенденция…
– Нет, у нас в этом вопросе наблюдается положительная динамика. За последние год-два число занимающихся фехтованием в регионах выросло примерно на 30%. Если говорить о сабле, то традиционно в лидерах Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск. В Казани хорошо развиваются рапира и шпага. В Ростове отдают предпочтение рапире… Еще раз повторю: я не сторонник считать, что после неудачного выступления в Лондоне наш вид спорта находится в кризисе, и не согласен, когда говорят о необходимости целого прорыва. В сборной сейчас достаточно стабильная ситуация. Другое дело, что на Олимпийских играх мы не смогли реализовать тот высокий потенциал, который у нас есть. Перед федерацией стоит стратегическая задача – как можно больше внимания уделить развитию фехтования в регионах. И есть локальная цель – большой спортивный потенциал материализовать в золотые медали.
– Если о локальных задачах... В Лондоне много говорили о необходимости штатного психолога в команде.
– У нас все-таки больше индивидуальный вид спорта, и каждый спортсмен – уникальная личность. Я убежден: психолог, каким бы выдающимся он ни был, не сможет оказывать одинаковую психологическую поддержку всем членам команды. А исходя из своего опыта… Самым лучшим психологом для спортсмена – думаю, любой специалист вам это скажет – является личный тренер. Вот мы на этом стоим. А если смотреть на вопрос шире, то я надеюсь, что молодежь, на которую мы делаем ставку и которая, надеюсь, в скором времени вольется в сборную, не будет нуждаться в какой-то особой психологической поддержке. Все-таки современные молодые люди, в отличие от нашего поколения, по-другому воспитаны, у них иной менталитет. Он с большей долей вероятности впишется в нынешнюю спортивную систему. Иными словами, у молодых должны быть острые зубы, и они должны громко стучаться в дверь национальной команды. По-моему, современная молодежь достаточно уверена в себе.
– Вы были против приглашения в сборную иностранных спортсменов, но не возражаете против иностранных специалистов. К французу Кристиану Бауэру в нынешнем сезоне добавился итальянец Стефано Чериони, который взялся за нашу рапиру…
– Итальянцы, вы знаете, только за последние четыре года выиграли все, что можно, и являются доминирующей страной в фехтовании на рапирах. Нам интересно перенять этот опыт. У себя на родине Чериони был главным тренером итальянских рапиристов, а в сборной России он назначен генеральным менеджером рапирных команд. Что же касается натурализации иностранных спортсменов, то я не сторонник подобной практики по одной простой причине. Считаю, что у нас достаточно своих хороших ребят. Просто с ними надо правильно работать. Да, сейчас лицом российской команды являются те, кто завоевал медали на последних Олимпийских играх, – Софья Великая и Николай Ковалев. Пройдет чемпионат мира – надеемся, появятся новые герои.