Posted 26 марта 2013, 20:00
Published 26 марта 2013, 20:00
Modified 8 марта, 05:18
Updated 8 марта, 05:18
На встрече с Владимиром Путиным уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов озвучил последние цифры: после повышения платежей свою регистрацию аннулировали более 317 тыс. предпринимателей. В ответ на это президент Путин заявил, что даст поручение правительству вернуться к этой теме. «Нужно посмотреть на все данные, которые вы приводите, которые у нас имеет Министерство экономического развития, другие ведомства экономического блока правительства, и потом вместе посоветуемся», – заявил президент. В Минэкономразвития среагировали оперативно – вчера ведомство направило в Минтруд предложения по снижению страховых взносов для ИП с низким оборотом начиная с 2014 года.
Напомним, что злоключения индивидуальных предпринимателей начались 1 января, когда страховые взносы для них были повышены почти вдвое–с 17 до 35 тыс. руб. За счет повышения ставок для самозанятого населения правительство планировало сократить дефицит Пенсионного фонда в нынешнем году на 40 млрд. руб. Однако результат получился совсем иной: с рынка начался массовый исход предпринимателей, для которых нагрузка оказалась непосильной. Ситуация практически сразу приобрела катастрофический характер. Сопредседатель «Деловой России» Александр Галушка подсчитал, что 300 тыс. закрывшихся на сегодняшний день ИП снижают ежегодный рост ВВП на 0,7%, а итоговый эффект для бюджета страны – практически нулевой. В свою очередь глава «ОПОРЫ России» Александр Бречалов дал прогноз, что до конца 2013 года в России снимутся с регистрации около 600 тыс. индивидуальных предпринимателей из 4 млн. работающих в нашей стране. Эти люди уйдут в тень или покинут бизнес. Очевидно, если предприниматели будут уходить с рынка такими темпами, взносы в скором времени собирать будет не с кого.
Согласно опросу, проведенному недавно на сайте «ОПОРы России», 47% «малышей» (так называют малый бизнес) после известия об увеличении взносов приняли решение о завершении предпринимательской деятельности (снятие с регистрационного учета, банкротство). Около 17% решили вернуться к практике различных «серых» схем (выплата заработной платы «в конверте», занижение прибыли). Еще 17% говорят о том, что увеличение нагрузки привело к снижению рентабельности бизнеса. Примерно 10% отказались от планов по расширению бизнеса, 7% пришлось пойти на увольнение сотрудников.
Повальный уход предпринимателей в тень – плохая новость для россиян, которые, судя по соцопросам, уже привыкли получать «белую» зарплату. Согласно опросу рекрутингового портала Superjob, доля граждан, согласных на «серый» доход, год от года снижается. Так, работать за неофициальную зарплату «в конверте» сегодня готовы 47% опрошенных, в то время как в 2009 году таких было 60%. Людей пугает маленькая пенсия в старости, а также невозможность взять кредит и получить оплату больничного. «Я думаю о семье и пенсии»; «Серая» зарплата свидетельствует о том, что контора – проходной двор»; «Время «серых» зарплат для меня уже прошло», – комментируют опрошенные.
К сожалению, экспертам пока нечем подбодрить россиян. Председатель комитета по экономике московского отделения «ОПОРЫ России» Алексей Каневский считает, что тенденция последних лет по «обелению» бизнеса сегодня сведена на нет. По его словам, нынешний год для бизнеса можно назвать переломным. Если все останется так же, как есть, то начнется массовый исход бизнеса в теневой сектор. «Кризис затянулся, многие еще в прошлом – позапрошлом годах считали, что все якобы позади, но реалии показали, что это не так, – объясняет причины плохого самочувствия предпринимателей Алексей Каневский. – Люди стали очень настороженно относиться к своим тратам и вообще к проектам. С каждым днем вести бизнес в России становится все сложней. Сейчас ситуация пограничная. Нельзя тянуть с конкретными мерами. Процент людей, разуверившихся в пустых декларациях властей, растет. Если не предпринять шаги, то ситуация станет необратимой». Г-н Каневский уточняет, что речь идет уже даже не о поддержке бизнеса со стороны государства, а о том, чтобы не было увеличения налогового бремени. То есть чтобы бизнес просто оставили в покое.
КСТАТИ